Учащиеся читают свои описания погоды, оценивают работу товарищей, задают вопросы по изучаемой теме.
III. Работа по теме урока.
1. Осложнённое списывание отрывка из романа А. Пушкина.
Г_нимы вешними луч_ми, С окрес_ных гор уже сн_га Сб_жали мутными руч_ями На потоплённые луга.
Улы_кой ясною природа Скво_ь сон встр_чает утро года; С_нея блещ_т н_беса.
Ещё пр_зрач?ные, леса Как бу_то пухом з_л_неют.
Выявление синтаксической роли использованных в отрыв-ке прилагательных, определение лексического значения слова
вешний (весенний).
2. Упр. 574. Сильному ученику предлагается сделать у доски синтаксический и пунктуационный разбор 1-го предложения (повествовательное, сложное, состоит из 2 предложений; первое имеет только подлежащее, второе — только сказуемое; связаны союзом но).
3. Учитель сообщает о том, что при употреблении прила-гательных возможны ошибки, если не учитывается значение существительного, приводит примеры: дождливое ненастье (ненастье — дождливая, пасмурная погода); темный мрак (мрак — полное отсутствие света, тьма); штрафной пенальти (пенальти — штрафной удар по воротам). Учащиеся выполняют упр. 575.
|
|
4. Подготовка устного сообщения об имени прилагательном
с опорой на материалы учебника (с. 85) и результаты работы на уроке.
IV. Закрепление изученного материала.
Упр. 577. Дополнительно к указанным заданиям учащи-еся выделяют суффиксы существительных и прилагатель-ных. В тетрадь-справочник вносятся дополнения (таблица к уроку 102):
Качество, свойство | -лив-, -чив- | трусливый, обидчивый |
Производящий действие | -тельн- | медлительный |
Уменьшительный | -еньк- | синенький, тоненький |
Признак (цвет) | -изн- | белизна |
Признак или состояние | -ость- | робость, жестокость |
V. Подведение итогов урока. Учащиеся перечисляют при-знаки, по которым они различают однокоренные прилагатель-ные и существительные.
VI. Домашнее задание. Упр. 572. Дополнительно: подборк прилагательным однокоренных существительных.