предполагает беседу в доверительной атмосфере при помощи «научного» диалога (который не совпадает с житейским).
Диалог — путь познания человека, но знание в диалоге не является самоцелью. Диалог предполагает бережное отношение к собеседнику и доверительные глубокие отношения с ним.
Специалист не стремится быть чужой совестью, не навязывает свои установки и оценки, не изменяет по своему разумению другого, а, сочувствуя ему, разделяя его боль и беду, стремится помочь пробуждению скрытых духовных сил. Медицинский работник играет роль помощника в диалоге с собеседником, чтобы состоялся его внутренний диалог.
Женщине, оказавшейся в кризисной ситуации необходим диалог с человеком, верящим в нее, в ее духовные возможности; тогда она начинает верить в себя и открывает эти возможности.
Третья группа
При работе с женщинами, решившими прервать беременность, деятельность мед.работника заключается в предоставлении всей информации о вредных для психики пациентки последствиях такого решениями в попытке совместного анализа кризисной ситуации, помощи в преодолении личностных конфликтов.
Поскольку после прерывания беременности отсутствует наблюдение за пациенткой в течение продолжительного периода времени, в большинстве случаев в поле внимания специалистов не попадают психические состояния, индуцированные абортом (известные в литературе под общим названием — постабортный синдром), которые по частоте встречаемости в работе психолога занимают одно из первых мест.
|
|
Постабортный синдром нередко принимает вид реактивной депрессии, которая протекает:
· а) в форме эмоционально-аффективного шока. Обычно развивается через 2–5 дней после аборта у личностей инфантильных, с истероидными чертами характера. Обыкновенно выражается в слезливости, демонстративных компонентах, нарастании соматических жалоб, ипохондрическом настроении, требовании повышенного внимания к себе и т.п.
· б) в форме «эмоционального паралича» — кажущегося равнодушия, спокойствия, отсутствия переживаний и т.п., которые через 5–7 дней могут смениться депрессией.