Урок-лекция. Сообщение нового материала. В старших классах


Практические занятия:

 

Урок - объяснения нового материала.

Урок - повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Урок - выявления знаний, умений и навыков путем проверки и оценки этих знаний.

Комплексное занятие (смешанный тип) самый распространенный вид объяснения нового материала, закрепление, практическая работа, оценка знаний, умений и навыков.

6. Интегрированные (бинарные) уроки; изо музыка, театр, труд, литература, природоведение и т.д.

Урок - беседа, урок - экскурсия.

8. Нетрадиционные методы проведения уроков: групповая работа по оформлению кабинета, рекреации, вечера, огонька, дискотеки, КВН, Брей-ринг, Поле чудес, вечера встречи с народными мастерами, умельцами, организация выставок.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (План – конспект) занятия по ИЗО
Тема
: Занятие № Дата
Тип урока: комбинированный
Цель: что должны выполнить ученики к концу урока
Задачи: - обучающая или учебная заключается в подаче теоретических знаний, формирование умений и навыков непосредственно на этом занятий в объеме, предусмотренном программой;
- воспитательная (планируется на раздел, тему, блок занятий, семестр, четверть, год) воспитание эстетических чувств, художественного вкуса, любви к своему краю, народным промыслам и т.д., а также воспитание аккуратности, внимания, самостоятельности и т.д.;
- развивающая заключается в побуждении учащихся к сравнению, анализу нового материала, его обобщению, использованию на практике; развитие памяти, мышления, воображения, творчества и т.д. Следует включать в урок анализ работа учащихся, сравнение различных изобразительных приемов, умение вычленять особенное и отличительное.
Оборудование: для педагога:
для учащихся:
Наглядные пособия:
Зрительный ряд: репродукции с произведений художников, слайды, диафильмы и т. д.
Музыкальный ряд: музыкальные произведения или их фрагменты.
Литературный ряд: литературные произведения или их фрагменты. Использование Т.С.О.
Оформление классной доски.

План урока.
1.Орг. момент. 1-2 мин.
2.Объяснение нового материала. 13 мин.
3.Самостоятельная работа. 18-20 мин.
4.Подведение итогов. 5-4 мин.
5.Уборка рабочих мест. 2-1мин.
Список используемой учебно-методической литературы:.


 

 

Тема №2. Теория художественно-эстетического образования. Формирование опыта художественной деятельности в начальной школе. Методика проведения занятий по рисованию с натуры, по памяти и представлению.

План.
1.Теория художественно-эстетического образования.
2.Специфические особенности рисования с натуры в начальных классах.
3.Правила работы карандашом и кистью.
4.Требования к моделям.
5.Изображения предметов плоской формы.
6.Сведения о наблюдательной и линейной перспективе.
7.Светотеневая моделировка предметов.
8.Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью
.

Литература:
1.Беда Г.В.Основы изобразительной грамоты.- М.: Просвещение,1989.
2.Сокольникова Н.М. Основы рисунка.- Обнинск, Изд. ТИТУЛ,1996.
3. Сокольникова Н.М.Основы живописи.- Обнинск, Изд. ТИТУЛ,1996.
4.Кузин С.В., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2.- М.:Дрофа,2000.
5.Кузин С.В., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы. Часть 1,2.- М.:Дрофа,2000.
7.Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство в 1 классе. 2,3,4. -М.: Просвещение,2000, 2002.

1. Теория художественно-эстетического образования.

Советские ученые Ю.Б. Бореев, В.В. Ванслов, М.С. Каган, А.С. Макаренко, Н. К. Гончаров, Ф.Ф. Королев, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, М.А. Верба, И.Ф. Гончаров, Б П. Рож­дественский, Л.А. Волович и др.) внесли большой вклад в разработку теории художественно-эстетическо­го образования. Прежде всего, ими определены основные понятия, на которые следует опираться при построении системы художественно-эстетического образования в школе. Предлагаем краткую их характеристику.

Художественное образование школьников — процесс освоения детьми совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества.

Художественное воспитание школьников процесс формирования у детей способности чувствовать, пони­мать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; художественное образование и воспитание неотделимо от побуждения детей к художественно-творческой деятельности, к соз­данию эстетических, в том числе художественных, ценностей.

Эстетическое воспитание в общеобразовательной школе — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной с позиций до­ступного ей понимания идеала вос­принимать и оценивать прекрасное, совершенное, гар­моничное и другие эстетические явления в жизни, приро­де, искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Система художественно-эстетического воспитания в общеобразова­тельной школе — живой, целенаправленный, с учетом возраста учащихся организованный процесс художест­венно-эстетического образования, развития, воспитания детей на основе совокупности современных методологических прин­ципов.

^ Эстетическое сознание формируемая в процессе непосредственного общения с социальной действитель­ностью, природой, искусством, последовательно совершенствуемая в системе художественного образования и эстетического воспитания совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов. Эстетическое сознание определяющим образом влияет на восприятие, постижение, оценку ребенком окружаю­щей действительности, на его эмоциональные пережи­вания.

^ Эстетический идеал — социально обусловленное, с учетом возрастных особенностей формируемое представ­ление ребенка о совершенстве, о красоте в природе, об­ществе, человеке, искусстве.

^ Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением ребен­ка к эстетическому предмету (произведению искусства, общественному явлению, человеку, природе), выражаю­щееся в духовном наслаждении или отвращении, сопро­вождающем восприятие и оценку данного предмета в единстве его содержания и формы.

^ Эстетическое восприятие способность ребенка к вычленению в явлениях действительности и искусства процессов, свойств, качеств, порождающих эстетиче­ские переживания.

^ Эстетическое отношение — идейно-эмоциональное отношение ребенка к действительности и искусству.

Эстетическое суждение (эстетическая оценка)
— опирающаяся на эстетический идеал и художественный вкус идейно-эмоциональная оценка явлений обществен­ной жизни, природы, искусства.

^ Эстетический вкус
— способность ребенка к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстети­ческих качеств.

Эстетическая потребность — формируемая в процес­се эстетического воспитания потребность учащегося в общении с эстетически ценными предметами и явления­ми, с произведениями искусства.

В жизни ребенка воспитывает все: убранство помещения, опрятный костюм, формы личных отношений, общение с окружающими, условия труда и развлечений. Все это либо привлекает, либо от­талкивает детей. Причем особенно важно не только ор­ганизовать эстетику среды, в которой живет, учится, ра­ботает, отдыхает ребенок, но и привлечь самих детей к активной деятельности по созиданию и сохранению красоты. Только в этом случае красота по-настоящему станет видна школьникам, будет чувственно осязаемой, сделает их ревностными защитниками и пропагандиста­ми прекрасного, доброго, человечного. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной тради­цией, — важное условие эстетического воспитания.

^ Система эстетического воспитания учащихся начальных классов
строится с учетом возрастных психолого-пе­дагогических особенностей детей. Идет ли речь о требо­ваниях к нравственно-эстетическому идеалу, вкусу, эсте­тическим суждениям, которые должны быть свойствен­ны младшему школьнику, подростку, юноше, или о ха­рактере, жанрах, критериях оценки творческой (в том числе художественно-творческой) деятельности, каждый раз оптимальное требование и решение проблемы долж­но быть соотнесено с возрастными возможностями ре­бенка.

Эффективность системы эстетического воспитания во многом определяется конкретно-методическими принци­пами, на основе которых осуществляется художествен­ное образование. Эти принципы можно было бы опре­делить так: 1) формирование нравственно-эстетическо­го, идейно-нравственного, мировоззренческого облика учащихся начальных классов должно осуществляться на ос­нове и в процессе усвоения духовно-эстетического и идейно-художественного богатства, содержащегося в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства, 2) постижение языка искусства, литературоведческая и искусствоведческая подготовка школьников, как условие проникновения в идейно-художественное богатство изучаемых произведений, 3) обязательные классные, факультативные, кружковые и иные внеклассные и внешкольные занятия по искусству, призванных обеспечить школьников ЗУНами, сформировать их интерес и любовь к искусству, разносторонние духовные потребности; 4) в процессе освоения искусства и науки об искусстве должно осуществляться развитие таких психических качеств личности, как воображение, образное мышление, фантазия, эмоциональная отзывчивость, и т.д.

2. Специфические особенности рисования с натуры в начальных классах. Рисование с натуры является одним из основных, важнейших видов учебной деятельности в изобразительном искусстве. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунка, но и в деле общего развития учащихся. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. Рисование с натуры формирует опыт художественной деятельности младших школьников. Изображаемый предмет в начальной школе предлагается с одной фиксированной точки зрения.

Сознание 6-7-летнего ребенка и его психологическое развитие не подготовлено к восприятию натуры, как мы взрослые это понимаем. Ребенок, имея перед собой натуру, в большинстве случаев рисует ее чаще всего по памяти и представлению, т. е. изображает предмет с наиболее характерной стороны со всеми существенными его признаками. Я говорю слово «яблоко», а вы изобразите его. У большинства из вас это яблоко большое, красное или зеленое, обязательно с листочком, потому что в вашей памяти с детства осталось воспоминание о красивом и большом яблоке, принесенном вам когда-то в подарок.

Поэтому рисование с натуры в 1 классе мы называем рисование с натуры по памяти и представлению.

Действительными навыками рисования с натуры дети и овладевают постепенно в течение первого и второго годов обучения, а осознанное зрительное изображение, как правило, начинает формироваться лишь к концу второго года обучения.

В рисование с натуры, по памяти и представлению входят:
графика- рисование карандашом, простым и цветным, пастелью, углем, тушью и т. д.
живопись- работа акварельными и гуашевыми красками.

Занятия могут быть длительными 1-2 часа или кратковременными 7-15 минут (наброски).

В 7-8-летнем возрасте у детей очень хорошо развита подражательная способность. Это дает учителю мощное средство обучения, без которого рисование в начальных классах немыслимо - это показательное рисование и педагогический рисунок на доске. Учитель каждый урок должен быть готовым, чтобы смело и решительно владеть тем материалом, работу которого ему надо показать, причем он обязан пользоваться теми средствами и приемами, которыми работают ученики.

Методика проведения занятий особенно в 1 классе, да и во всех остальных строится по принципу «делай как я». Как держать кисть, карандаш, смешивать краски и т.д., все учитель должен показать. Показ должен сопровождаться словесным объяснением учителя.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, богатство цветовых оттенков, тем самым развивая эстетическое восприятие мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: