Концепция активно-деятельного самопорождения человека на основе природно-космических предпосылок

Человеческое осознание субъективной реальности

План

1. Проблема сознания в философии

2. Переход от неживой материи к живой и от нее к мышлению

3. Сознание и мозг - высшая форма отражения действительности

4. Постановка и решение вопроса об отношении сознания к бытию

Проблема сознания в философии

Проблема сознания имеет особое значение для философии, так как те или другие подходы к вопросу о сущности сознания, ее характера, ее соотношения с бытием затрагивают исходные мировоззренческие основы любого философского направления. На ранних ступенях развития философии отсутствовало четкое размежевание сознательного и несознательного, материального и идеального в трактовании психических явлений. Так, основу сознательных действий Гераклит определял понятием «логос» (слово, мысль, суть вещей). Впервые различали материю и сознание софисты, а за ними - Сократ. У Платона объективное содержание актов сознания отделяется в особый мир идей, противоположных всему материальному миру.

Кроме философии сознание изучают психология, физиология, биология, социология. В отличие от отдельных наук философия стремится к целостному, системному постижению Вселенной и человека. Поэтому при изучении сознания философы стараются раскрыть разные его аспекты.

Аспекты сознания:

1) гносеологический (отображающий);

2)онтологический (бытийный);

3) аксеологический (ценностный);

4)социокультурный (социальный).

Разрабатывая целостную теорию сознания ученые стремятся:

1) выявить механизмы его становления и развития;

2) раскрыть его социально-деятельностную суть;

3) дать содержательный анализ сознания;

4) исследовать особенности функционирования сознания на разных субъектных уровнях (индивидуальном и социальном), в разных конкретно-исторических условиях.

При реализации проблемы сознания философия опирается на данные отдельных наук, которые изучают сознание, обобщает их и выполняет интегрирующую функцию в познании сознания.

Современная философия не может дать окончательного и несомненного решения этой проблемы, но имеющиеся на сегодня авторитетные концепции происхождения сознания помогают эту проблему осветить и понять.

Концепции происхождения сознания:

1) теологическая; 2) дуалистическая; 3) эволюционная;

4) трудовая; 5) субстанциальная; 6) теория единого информационного поля.

 

Рассмотрим их основные тезисы, признавая вместе с тем преимущества и недостатки каждой концепции.

Современные концепции происхождения сознания:

 


Теологическая: сознание является проявлением «искры Божьей», вложенной в человека Богом при создании мира.

Дуалистическая: в основе всех мировых процессов лежат два начала: материальное и духовное. Сознание является проявлением духовного начала бытия.

Концепция единого информационного поля: сознание есть одним из проявлений действия единого мирового информационного поля.

Концепция эволюции: сознание является результатом постепенного развития живых организмов или форм отражения действительности.

Концепция происхождения человека и сознания вследствие развития труда: человек и сознание формируются по мере развития общественной труда.

Концепция активно-деятельного самопорождения человека на основе природно-космических предпосылок.


Теологическая концепция утверждает, что сознание человека есть божьим даром: создавая человека, Бог «воплотил в него дух святой», наделив человека частью божественного света. Собственно человеческое сознание с ее первейшими свойствами возникает уже следствием известного из Святого Письма грехопадения: именно вследствие чего человек начал различать добро и зло, начал воспринимать действительность не целостно, а частично, фрагментарно. Тем не менее, наличие в глубинах сознания части божественного предопределяет человеческое стремление к высшему и способность познавать истину.

Тем не менее, она оставляет вне рассмотрения связь сознания с человеческим организмом, социальной историей, информацией. Кроме того, она, фактически, объясняет не происхождение сознания, а лишь то, почему она присуща человеку.

Дуалистическая концепция делает ударение на моментах радикального отличия между сознанием и материально-чувствительной реальностью, которая открыта человеку, и делает отсюда вывод о существовании в мире двух видов явлений (или двух субстанций) – материальных и идеальных. Они существуют в тесном переплетении между собой, а все явления действительности возникают лишь разными мерами их единства.

Концепция единого информационного поля делает ударение на тезисе, который не вызывает серьезных возражений: все процессы мира сопровождаются обменом информацией. Поэтому логически можно предположить, что существует единое поле информации всех мировых процессов и явлений. Человеческое сознаниеодно из проявлений информационных процессов, возможно, ярчайший. Как будет показано дальше, человеческое сознание нельзя свести к информации, но, бесспорно, она имеет к ней прямое отношение.

Эта концепция, безусловно оправдана, но едва ли способна объяснить сложности реального функционирования человеческого сознания, например, единство сознания и человеческих чувств, переживаний, стремлений к высшему и лучшему.

Концепцию эволюции можно представить в разных вариантах. Например, так называемая «теория панспермии» утверждает, что семена жизни («сперма») развеяны по всей Вселенной. При наличии благоприятных условий оно дает результат: расцвет форм жизни и ее сознательных проявлений.

В варианте дарвиновской теории утверждается, что вследствие борьбы за существование и приспособление к условиям окружающей среды происходит усовершенствование видов живых организмов, появляются психика и человеческое сознание. Но современная генетика отрицает возможность изменений организмов лишь через приспособление; эти изменения должны быть обусловлены на генетическом уровне.

Исследование эволюционирования живых организмов не объясняет информационных возможностей человеческого мозга и направленности самой эволюции к человеку, мышлению, знанию. Хотя, с другой стороны, было бы неоправданным отрицать связь человеческого организма с процессами жизни в более широком плане, а человеческого сознания - с определенными особенностями строения человеческого организма.

Трудовую концепцию или концепцию происхождения сознания вследствие развития труда учитывают археология и антропология, и она якобы имеет с их стороны многочисленные подтверждения. Но многое при этом все равно остается непонятным. Например, древнейшие каменные орудия труда относят от нас во времени на 2,5 млн. лет. Но в самом деле заметные проявления человеческого сознания, связаны со специальными погребениями людей, наскальными рисунками, которые появляются в интервале 100-35 тыс. лет тому назад.

Изготовление орудий труда нуждалось в довольно развитом интеллекте. Связь мышления и познания с технологиями человеческого труда довольно очевидная.

Концепция активно-деятельного самопорождения человека или субстанциальная старается подать сознание как конкретное, на уровне человека выявления исходной основы мира – духа, или идеи, или мирового разума (интеллекта). Эта концепция объясняет направленность эволюционных процессов как движение к наиполнейшему выявлению качеств субстанций мира; определенной мерой она объясняет и динамизм процессов бытия, и некоторые характеристики сознания (саморефлексия, трансцендентность).

 

Главные факторы возникновения и функционирования сознания:

1) общекосмический фактор, он характеризует принципиальную родственность процессов сознания со всем богатством космических явлений и процессов;

2) трансцендентный фактор можно отнести как на счет связи человеческого сознания из абсолютного, так и на счет проявлений в нем признаков субстанционности;

3) информационный фактор – человеческое сознание способно «снимать» с любого сущего его внутренние и внешние формы, переводя это сущее в процесс формальных соотношений и комбинаторик;

4) естественно-биологический фактор указывает на то, что человеческое сознание нельзя оторвать от естественных процессов, хотя бы в той их части, которая возникает как своеобразность земных планетарных процессов в единстве органических, химических процессов, растительного и животного мира;

5) психологический фактор разрешает осмысливать сознание как в аспекте внутреннего саморегулирования человеком своих жизненных действий и процессов, так и в аспекте его единства с человеческой телесностью, нейрофизиологией и жизненной энергетикой;

6) социально-деятельный фактор связан с тем, что человеческое сознание вписано в исторический опыт человечества;

7) культурно-исторический фактор характеризует принципиальную связь сознания со смыслами, их образованием и функционированием;

8) антропологический фактор позволяет увидеть сознание в специфических человеческих измерениях и очерчиваниях половых ее проявлений, человеческого здоровья и болезни, видений и мечтаний;

9) индивидуально-личностный фактор формирования сознания фиксирует его единство с жизнью и биографией конкретного человека, его способностями, преимуществами и недостатками.

Сознание – это самодеятельный, самосоздающийся процесс вписывания отдельных событий, явлений, впечатлений, ощущений в тотальное (единое, всеохватывающее) поле интеллектуального предметного конструирования.

Так функционирует индивидуальное сознание, так функционирует историческое самосознание человечества, так функционирует научное познание. Отсюда и возникает логика - наука о единых нормах, правилах и формах мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: