Основным орудием мышления является язык

Единство языка и мышления не означает их тождественности, о чем свидетельствуют такие факты:

1) мышление характеризуется определенной самостоятельностью: оно может создавать понятия и воплощать их в образы, которые не имеют соответствующих конкретных предметов и явлений в действительности;

2) язык – материально-идеальное явление, тогда как мышление – идеальное;

3) язык – явление национальное, мышление – интернациональное;

4) строения и законы развития мышления и языка неодинаковы. Если основными единицами языка являются фонемы, морфемы, лексемы, словосочетания, предложения, то основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Говоря о связи языка и мышления, нужно обратить внимание на их генетический аспект. В генетическом плане возникновение мышления предшествует появлению звукового языка, как в онтогенезе, так и в филогенезе.

Итак, язык и мышление едины, но не тождественны; они не разрывны, но не слиты в одно, в определенной степени автономны и имеют свои специфические черты.

Сознание и мозг

Мозг с его огромными возможностями - вот основной результат досоциальных этапов отражения. Эволюция отражения, показывает:

1) глубокую родственность духовной жизни человека с фундаментальными процессами природы,

2) раскрывает его родовую сущность.

Тем не менее, специфическую сущность духовной жизни человека формирует лишь переход к уровню социальной формы движения материи. Этот переход означает изменение биологического приспособления к среде и социальное преобразование среды. Соответственно изменяется основная функция отражения; из программы, которая руководит приспособительной биологической активностью, оно – на уровне человека – превращается в программу, которая руководит общественно-трудовой деятельностью. Мозг предоставляет сознанию возможность работать. Цели и содержание деятельности человека задает не мозг как таковой, а социальный образ жизни человека. Мозг первобытного человека был способен решать такие же задачи, как и мозг современного человека, но знание, убеждение, отношение к миру изменяются в зависимости от характера жизни общества, той общественно-трудовой деятельности, которая и определяет сущность сознания.

Поэтому сознание человека является таким информационным отражением, что способно выступать как программа, которая руководит этим процессом. Духовная жизнь человека благодаря его беспрерывной внутренней активности (программы деятельности не предоставлены природой, их должен создавать человек) приобретает еще одно замечательное свойство, оно не сводится к функционально-полезной программе, а приобретает самоценность, становится не просто работой, которая обслуживает существование человека, но и внутренней ее духовностью.

Информационное отражение имеет разные уровни:

1) раздражимость, 2) чувствительность,

3) нейрофизиологическое отражение, 4) психика.

Усовершенствование форм отражения у живых организмов происходит на основе возникновения и развития особых клеток чувствительных, нервных, а так же нервной системы, психики.

Первоначальная форма информационного саморегулирования в живой природе – раздражимость, которая выступает единой формой саморегулирования у низших животных и растений и как элементарная лежит в основе всех более высоких уровней проявления саморегулирования живого, вплоть до высшей психической деятельности человека. С возникновением нервной системы связанный качественный переворот в развитии саморегуляции живых системнейрофизиологическая саморегуляция. Здесь господствующей формой становится инстинктсистема безусловных рефлексов, которая осуществляется нервной системой.

Значение нервной системы заключается не только в том, что на ее основе сложился высший тип реакций в виде инстинкта, но и потому, что с возникновением инстинкта у животных образовывается принципиально новая форма саморегуляцииусловный рефлекс. Условный рефлекс, приобретая все большее значение, постепенно становится господствующей формой регулирования взаимодействия животных с внешней средой. Животные выработали особый видовой способ формирования приобретенной программы – формирование системы условных рефлексов, необходимых для жизнедеятельности данного вида путем обучения детёнышей. Это средство получило название сигнальной наследственности. Раньше информационное регулирование осуществлялось через последовательность двух информационных механизмовгенетической программы и принципа обратной связи, а теперь – информационной программой. Такое изменение характера информационного регулирования возможно благодаря эволюционному развитию нервной системы, в ходе которого образовались центры (головной и спинной мозг) и специальные органы восприятия (органы чувств). Дальше развитие центральной нервной системы и органов чувства привело к появлению высшей формы саморегулирования у животныхпсихики, (возникновение коры головного мозга).

Психическое отражение – качественно новый уровень саморегулирования живых организмов. Между образами восприятия и представлением –с одной стороны, и соответствующими реакциями организма, с другой, – нет такой жесткой зависимости. Восприятие и представления позволили фиксировать не только отдельные свойства объективного мира, но и их взаимосвязи, т.е. возникло предметное мышление. Тем не менее, сознательное отражение, сознательная саморегуляция - это качественно новая форма в развитии информационных процессов.

 

4. Сознаниевысшая форма отражения действительности

Сознание имеет свойство универсальности. Это означает, что человек в принципе может отражать любые свойства любых предметов, которые так или иначе привлечены к деятельности. Труд и общение принуждают вещи словно оборачиваться перед умственным взглядом человека. Животные видят мир лишь сквозь действие основных инстинктов, замечают в нем прежде всего продовольствие, опасность, особь другого пола. Что может увидеть на том самом участке человек в своей эволюции от первобытности до нашего времени или в индивидуальном развитии?

Сознание способно отражать вещи такими, какими они есть на самом деле, т.е. имеет свойство объективности. Труд человека дает возможность увидеть вещи в их объективных характеристиках независимо от насущной на данный момент потребности.

Человеку присуще свойство целеустремленности. Перед тем,как что-то сделать, он создает идеальный проект будущего результата и разрабатывает план действий. Материальное производство производит вещи, духовное производствоих проекты.

Главным признаком сознания является способность человека выделять себя из внешней среды.

Сознание - это психологические явления и действия человека, которые осуществляются со знанием того, что человек делает, мыслит, или ощущает.

Сознание - это свойство идеального (психического) отражения действительности, преобразование объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни человека.

Природа сознания идеальна, в наших мыслях нет ни грамма материи.

Этапы процесса осознания:

1) «копирование» внешних контуров предметов на основе данных органов чувств;

2) расчленение осознаваемыхобразов, на образ тела и явления окружающего мира;

3) определение внутренней сущности чувственных образов, которые отражают реально существующие материальные вещи;

4) объединение чувственных образов с осознанием их внутренней сущности, вследствие которого человек осознает назначение его внешнего по отношению к нему материального предмета.

Интересная справка: мозг воспринимает чувственную информацию объемом в 100 тыс. бит/с, однако осознается только 1/1000 часть этой информации.

 

Источниками образов в сознании человека являются:

- материальные предметы;

- социокультурная среда;

- внутренний духовный мир человека;

- космическое смысловое и информационное поле.

В сознании человека можно выделить:

а) (по З.Фрейду) три пласта: несознательное, сознательное и над сознательное (самосознание);

б) разделение сознания по функциональности, исходя из факта наличия у человека двух полушарий;

в) разделение сознания на индивидуальное и общественное.

Человеческий мозг сравнивают с компьютером, который имеет процессор с тактовой частотой 20 Ггц и жестким диском вместительностью 100 Гбт.

Отличия решения задач мозгом человека и компьютером:

1) мозг работает по целевому плану ради достижения определенной цели, которая ясно осознается; машина действует по определенным формальным правилам, она не понимает сущности самой задачи и следствий своих действий.

2) конечным результатом действия человека есть чувственный образ объекта;

а машина - код из определенной последовательности чисел.

3) человеческая память действует на основе смысловой системы, нужной информации в смысловом контексте; машина - должна перебрать подряд все возможные варианты, ее важным показателем является скорость обработки информации.

Сознание характеризуется творчеством, так как универсальное и объективное отражение нужно ему в значительной мере для того, чтобы преобразовывать мир, создавать новое. Для этого нужны новые идеи, конструктивные представления того, чего еще не хватает, но что, согласно объективным законам действительности, может быть созданным. Отсутствие абсолютной заданности человека и его деятельности биологической наследственностью и саморазвитие ее социальной деятельности (работы, общение, потребление) непременно требуют, лишь бы духовная жизнь имела творческий характерсознание было не только отображением, а и активной внутренней деятельностью.

Функции сознания:

– информативная, – познавательная,

– творческая, – оценочная,

– целенаправленная, – сенсотворческая,

– организационно-волевая, – контрольно-регулятивная.

Сознаниеэто специфическая человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности.

Предпосылки возникновения сознания:

1) биологическая

а) зарождение и развитие жизни на Земле,

б) развитие отражения у живых организмов - от раздражения до зачатков мышления у высших животных.

2) возникновение человеческого общества.

Сознание человека не может возникнуть без общества, вне и независимо от него.

Четыре аспекта проблемы сознания:

1) онтологический,

2) естественно-научный,

3) гносеологический,

4) социально-исторический.

1) Сознание связанно с материей и не может существовать без нее. Материя не зависит от сознания, поскольку материя существовала до его возникновения.

2) Характеристика сознания связана с раскрытием его отношения к мозгу. Мозг есть лишь предпосылка для возникновения сознания. Сознание рассматривается как функция общественного человека, а не функция мозга как органа, данного человеку природой.

3) Третий аспект раскрывает соотношение сознания с внешним миром. Животные отражают внешнюю среду в связи с их биологическими нуждами. Это отражение не является осознанным, оно имеет конкретно-чувственный характер и связанно с первой сигнальной системой.

У человека есть вторая сигнальная система, которая характеризуется понятийным, абстрактным мышлением. Человеческое отражение является осознанным и носит активно-творческий характер отражения действительности.

4) Суть аспекта лежит в общественной основе формирования сознания, его возникновение связано с развитием трудовой деятельности человека и членораздельной речью.

 

Самосознание – это способность человека делать объектом рассмотрения свое собственное сознание.

Самосознаниеэто выделение себя, отношение к себе, оценка своих способностей, которые являются необходимыми компонентами всякого сознания и образовывают разные формы специфической характеристики человека.

Функции самосознания:

1) самоощущение – является элементарным осознанием своего тела и его вписаности в мир окружающих вещей и людей.

2) осознание себя как части, которая принадлежит к тому или иному обществу, к той или другой культуре или социальной группе.

3) возникновение сознания «Я» как абсолютно особого образования похожего на «Я» других людей, но вместе с тем абсолютно особого, своеобразного, неповторимого, уникального, которое имеет возможность совершать различные поступки и нести за них ответственность, которое с необходимостью допускает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: