Чувствительное познание и его формы

Теория познания. Учение об истине и ее критерии

План

1. Понятие познания и его виды

2. Чувствительное познание и его формы

3. Рациональное познание и его формы

4. Нерациональное познание и его формы

5. Практика и ее роли в процессе познания

6. Истина и ее характеристики. Концепции истины

 

Понятие познания и его виды

Теория познанияэто важнейшая часть философии, которая выступает всеобщим методом психологически-научного познания.

Теория познания (гносеология) исследует условия, механизмы, принципы и формы познавательной деятельности человека.

Познание - это процесс получения, переработки, передачи и использования знаний об окружающем миру.

Главным в теории познания есть вопросы об отношении знания о мире собственно к миру; способно ли наше сознание (мышление, ощущения, представления) давать адекватное отражение действительности?

Структуру процесса познания составляют субъект и объект познания.

При осмыслении понимания познания важно обратить внимание на то, что реально осуществляет познание не сознание само по себе, не мозг, а человек со всеми его многочисленными проблемами, возможностями, желаниями и страстями. Этот момент входит в понятия объект и субъект.

Конкретные вещи, явления, процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Человек, который осуществляет познавательную деятельность, является субъектом познания. При этом нужно учитывать активную роль самого субъекта познания. Субъектом может быть отдельный индивид, социальная группа, класс, общество.

Познание имеет три основных содержательных аспекта:

1) информативный аспект познания (процесс поиска знаний, создание образов),

2) волевой аспект познания (стремление овладеть реальностью),

3) смысловой аспект познания (желание достичь важнейшего, самого позитивного для человека состояния совершенства).

Познание - это отражение действительности в сознании человека.

Виды познания:

· чувственно-опытное познаниевозникает непосредственно, и вписано в процессы повседневной человеческой жизнедеятельности. Оно является очень разнообразным по проявлениям, но не расчленено, ни по смыслу, ни за формами существования. Здесь эмоции, переплетенные со знаниями, желаниями, взглядами;

· художественное познаниеочерчивает реальность не отстраненно, а через переживания. Оно передает не предметные очертания действительности, а человеческое отношение к ней. По смыслу оно условно, и представляет пространство через проявление воображения, фантазию, субъективные склонности человека;

· научное познаниекультивируется через осознание роли знания, являясь специализированным и специально организованным;

· религиозно-мистическое познаниеочерчивает источник своих знаний как божественное проведение, особое просветление;

· экстрасенсивное познаниеиспользуют в обществе, но природа его для науки пока что непонятна.

 

Чувствительное познание и его формы

Чувственное познание включает в себя образы, которые дают нам наши органы чувств. Основные формы чувственной ступени познанияощущение, восприятие, представление.

 

Ощущениеэто элементарный чувственный образ, связанный с отражением отдельных свойств предметов и явлений объективного мира.

В ощущениях каждый из органов чувств (зрение, прикосновенье, слух, нюх, вкус) есть специфическим для него способом отражения отдельных свойств и сторон вещей (цвет, звук, запах, твердость). Так же ощущение это чувственный образ, который появился как результат влияния внешних факторов на органы ощущения человека, в сочетании с отражением отдельных свойств предмета, процесса, явления.

Ощущение выступает как простой элементарный образ чувственного познания.

Ощущение по своей природе является субъективным и идеальным образом предмета. Сила ощущения зависит от расположения, качества, формы, близости предмета. Ощущение зависит от органов восприятия и всего организма.

Восприятиеэто отражение предмета взятого как целое. Целостный, чувственный образ предмета, который включает в себя качества и находит свое отражение в наших ощущениях.

Восприятие зарождается и существует как активный синтез проявления предмета, который связан с другими актами познавательной и практической деятельности.

Наше восприятие предмета синтезируется в целостном образе или части, который в данный момент не воспринимается, но дорисовывает образ в нашем сознании.

Представлениенаглядный целостный образ вещи, которая возникает на основе воображения и прошлого чувственного опыта, который сохраняется и воспроизводится в памяти человека обобщенно.

Представление всегда возникает только на основе памяти. Представление может быть простым воспроизведенным «следом», а также выступает оживленным ощущением и восприятием, которые основаны на многих чувственных ощущениях.

Все формы чувственной ступени познания:

1) более богаты по своим познавательным возможностям, сравнительно с ощущениями,

2) включают в себя не только отражение, но и представления,

3) развитые формы чувственного познания представляют предпосылку для перехода к рациональной ступени познания.

Результатом познания является формирование понятий, учений, теорий, концепций.

Особенностью чувственного познания является то, что с его помощью:

1) человек воспринимает лишь непосредственно данное,

2) поверхностное в предметах, явлениях, процессах.

Существенным моментом учения об ощущениях, как образах – есть утверждение, что они обязательно предполагают:

1) наличие вещей и предметов (они не могут возникать вне них, без них),

2) наши ощущения соответствуют вещам и предметам (поскольку они есть более или менее правильное их отражения),

3) образ вещи и сама вещь не одно и то же:

а) они не совпадают,

б)но между ними есть соответствие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: