Практика – этодиалектика объективного и субъективного, материального и идеального.
Объективная сторона практики связана с тем, что именно в практике человек обнаруживает объективность природы, то, что не зависит от ее мыслей, желаний, расположения духа, субъективных вкусов, представлений. Практика словно бы демонстрирует человеку, что в процессе своей жизнедеятельности он должен делать.
Практика - это не только способ выявления объективного, вместе с тем, она содержит в себе и субъективный элемент.
Практика есть объективной в изменениях вещей, а субъективность на каждой стадии развития цивилизации всегда обозначена и ограничена. Практика всегда исторически ограничена, так как она зависит от тех возможностей субъекта, которые он имеет в данный промежуток времени.
Практика связана с “превращением” идеальных образов, схем реальности, моделей будущего в действительность. Практика носит исторический характер и зависит от уровня развития общества, его производительных сил, культурного научного потенциалов.
|
|
Практика – это активная деятельность конкретно-исторического субъекта (индивида, социальной группы, класса, общества), в процессе которой он делает материальное преобразование объекта соответственно к своим целям, идеальной модели существования, к знаниям о свойствах объекта, а также развивается и изменяется сам.
Черты практики:
1) предметность,
2) всеобщность,
3) непосредственность,
4) революционность,
5) универсальность,
6) целенаправленность,
Особенность практики заключается в том, что она является процессом постоянного взаимодействия природного и социального.
В практической деятельности мы встречаемся с двумя противоположными процессами:
1) люди изменяют действительность, которая их окружает,
2) люди в процессе своей деятельности изменяются сами.
Роли практики в процессе познания:
1) движущая сила процесса познания,
2) исходной пункт процесса познания,
3) основа научного процесса познания,
4) критерий истинности процесса познания,
5) конечная цель процесса познания.
Структура практики включает в себя:
1) реальное преобразование внешней среды с помощью искусственно созданных орудий труда (субъективно-объективные отношения),
2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъектно-субъектные отношения),
3) совокупность норм и ценностей, существующих в виде образов, отношений, которые обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности (ценностно-нормативные отношения),
4) человек, который способен существовать в преобразованной внешней среде.
Формы практики:
|
|
1) производственная,
2) трудовая,
3) организаторская,
4) управленческая,
5) общественно-политическая,
6) семейно-бытовая,
7) научно-экспериментальная,
8) деятельность в сфере культуры, воспитания, образования.
Среди важнейших форм практики следует выделитель:
а) материальное производство, преобразование природного бытия
людей;
б) общественное производство, преобразование общественного бытия людей, изменение существующих социальных отношений определенными средствами – (реформирование, революции, войны).
в) познавательная деятельность активная по сравнению с наблюдением, в процессе которой человек искусственно создает условия, которые позволяют ему исследовать конкретные свойства мира.
Три уровня практики, как познавательной деятельности:
- внешняя деятельность;
- предметно-преобразующая деятельность;
- практика в сочетании с научными знаниями.