Практика и ее роли в процессе познания

Практика этодиалектика объективного и субъективного, материального и идеального.

Объективная сторона практики связана с тем, что именно в практике человек обнаруживает объективность природы, то, что не зависит от ее мыслей, желаний, расположения духа, субъективных вкусов, представлений. Практика словно бы демонстрирует человеку, что в процессе своей жизнедеятельности он должен делать.

Практика - это не только способ выявления объективного, вместе с тем, она содержит в себе и субъективный элемент.

Практика есть объективной в изменениях вещей, а субъективность на каждой стадии развития цивилизации всегда обозначена и ограничена. Практика всегда исторически ограничена, так как она зависит от тех возможностей субъекта, которые он имеет в данный промежуток времени.

Практика связана с “превращением” идеальных образов, схем реальности, моделей будущего в действительность. Практика носит исторический характер и зависит от уровня развития общества, его производительных сил, культурного научного потенциалов.

Практика – это активная деятельность конкретно-исторического субъекта (индивида, социальной группы, класса, общества), в процессе которой он делает материальное преобразование объекта соответственно к своим целям, идеальной модели существования, к знаниям о свойствах объекта, а также развивается и изменяется сам.

Черты практики:

1) предметность,

2) всеобщность,

3) непосредственность,

4) революционность,

5) универсальность,

6) целенаправленность,

Особенность практики заключается в том, что она является процессом постоянного взаимодействия природного и социального.

В практической деятельности мы встречаемся с двумя противоположными процессами:

1) люди изменяют действительность, которая их окружает,

2) люди в процессе своей деятельности изменяются сами.

Роли практики в процессе познания:

1) движущая сила процесса познания,

2) исходной пункт процесса познания,

3) основа научного процесса познания,

4) критерий истинности процесса познания,

5) конечная цель процесса познания.

Структура практики включает в себя:

1) реальное преобразование внешней среды с помощью искусственно созданных орудий труда (субъективно-объективные отношения),

2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъектно-субъектные отношения),

3) совокупность норм и ценностей, существующих в виде образов, отношений, которые обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности (ценностно-нормативные отношения),

4) человек, который способен существовать в преобразованной внешней среде.

Формы практики:

1) производственная,

2) трудовая,

3) организаторская,

4) управленческая,

5) общественно-политическая,

6) семейно-бытовая,

7) научно-экспериментальная,

8) деятельность в сфере культуры, воспитания, образования.

Среди важнейших форм практики следует выделитель:

а) материальное производство, преобразование природного бытия

людей;

б) общественное производство, преобразование общественного бытия людей, изменение существующих социальных отношений определенными средствами – (реформирование, революции, войны).

в) познавательная деятельность активная по сравнению с наблюдением, в процессе которой человек искусственно создает условия, которые позволяют ему исследовать конкретные свойства мира.

Три уровня практики, как познавательной деятельности:

- внешняя деятельность;

- предметно-преобразующая деятельность;

- практика в сочетании с научными знаниями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: