Человек получает информацию путем естественных сигналов, которые идут от объектов, и искусственных сигналов, которые передаются от субъекта к субъекту и функционируют в системе человеческого языка. Развитие и усовершенствование языка тесно связано с развитием рациональной ступени познания. Язык - важнейший информационный посредник между субъектом и обществом. Во многих случаях человек может передать другому человеку свои знания, мысли, образы лишь с помощью языка.
Рациональное (абстрактное) мышление – это функционирование соответствующих знаний, способных отражать то, что недоступно органам чувств.
Формы рационального познания (понятие, суждение, умозаключение) фиксируют в знаках языка предметные признаки вещей.
Понятие- отражает существенные признаки вещей, которые нужны и достаточны для различия их в определенном отношении.
Понятия отражают признаки предмета, которые нужны для разделения, классификации, группирования.
Мышления не может быть без суждений, а суждений без понятий.
|
|
Суждение – это форма мышления, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо.
Суждение фиксирует любые признаки предмета: “роза – красная”, “метафизика отрицает ощущения как источник знаний”.
Установление необходимых связей и отношений между мыслями обеспечивают познавательное движение от незнания к знанию.
Умозаключение – это такая форма мышления, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (вывод или следствие), логически непосредственно вытекающее из посылок.
Человеческое познание - это единство чувственной и рациональной ступеней. Чувственное познание независимо от рационального и существует лишь на ранних ступенях становления человечества или у ребенка, который еще не владеет языком. Люди ставят перед собой определенные задачи и толкуют результаты познания на уровне рационального мышления, а нужную информацию получают с помощью органов чувств и приборов.
Результат познания - создание образа реальности и получение абсолютных знаний.