Истина есть образ, адекватный отраженному объекту.
Истина – это отражение предмета или явления объективной реальности, его свойств в сознании человека.
Основные характеристики истины:
1) объективность; 4) относительность;
2) абсолютность, 5)субъективность;
3) относительность, 6)научность.
Уровни (виды) истины:
1) относительная,
2) абсолютная.
Истина – субъективна как форма человеческой деятельности и объективна по содержанию.
Под истиной в философии понимают соответствие содержания наших знаний предметам и явлениям, которые существуют сами по себе. Истина не является объектом познания, это наши знания о предметах, явлениях, процессах. Как идеальное явление, истина не содержит в себе ни грана материального.
Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта, т.е. от человека или человечества.
Объективная истина постоянно развивается, так как человек все глубже проникает в объект познания, а его знания становятся все более точным. С другой стороны, человека окружает мир как объект познания, который находится в постоянном развитии, что обусловливает изменение знаний о миру.
Абсолютная истина – полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание.
Относительная истина – это форма выражения объективной истины, которая зависит от исторических условий и человека, она характеризует степень ее точности, полноты, которая достигнута на данному уровне познания.
Абсолютная истина является полным соответствием образа предмета в данном интервале времени.
Относительная истина выражает зависимость любой истины от тех или иных объективных и субъективных условий, от возможности приближения наших знаний к реальности.
Истинность любого знания оценивается в его отношении к предмету, который оказывается субъектом с помощью определенных средств за определенных объективных условий. Взаимодействие относительной истины с абсолютной является такой, что первая именно поэтому является истиной, которая содержит в себе момент абсолютной истины; абсолютная же истина выступает как сумма относительных истин.
Относительная и абсолютная истины является уровнями объективной истины.
Каждая относительная истина включает в себя часть абсолютной истины.
Развитие человеческого познания – есть постоянное изменение одних относительных истин другими, которые наиболее точно отражают объективную истину.
Концепции истинны в современной философии:
Концепция соответствия, истина есть форма соотношения психики субъекта и объекта. Аристотель считал, что истинное и ложное находятся не в вещах, а в мысли. Довольно часто простая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту недостаточна. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений.
Корегенная концепция. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Значительный вклад в развитие когерентной концепции истины внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель. Концепция когеренции истины не отменяет концепцию соответствия, но ряд акцентов в понимании истины ставится иначе.
Прагматическая концепция, критерием истинности в ней выступает практика, которая берет начало в греческой софистики и древне китайской философии. Значительный вклад в развитие прагматической концепции истины внесли сторонники марксизма и американского прагматизма. Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел; прагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.
Представляется весьма ценной мысль американского философа Н. Решера, согласно которой три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Все попытки исключить из философии проблематику одной из концепций истины оканчиваются неудачами.