Познание как исторически развивающееся отношение человека к действительности

Познание — это процесс приращения знаний. Знания, получаемые в процессе познания, призваны ответить на вопросы, возникающие перед человеком или социальной группой в ходе освоения действительности. Человек постоянно познает мир и всегда открывает для себе новое в материальной и духовной жизни.

Познание может быть обыденным и научным. Обыденное познание осуществляется индивидом или группой людей, оно нацелено на при­способление субъекта познания (человека) к окружающим условиях и призвано дать более или менее здравый ответ на любые изменения в системе «человек - окружающая среда». Научное познание - познание, связанное с выявлением глубинных связей и отношений в системе «че­ловек — мир». Следовательно, оно предполагает выяснение законов, по которым существует мир и человек в этом мире.

В познании велика роль субъективного фактора. Субъектом позна­ния может выступать отдельный человек (изучающий какую-либо про­блему), научно-исследовательский коллектив (работающий над еди­ной задачей), а может и часть всего человечества (размышляющая над одной из глобальных проблем). Фактором, объединяющим людей и позволяющим говорить о них как о едином субъекте познания, явля­ется объект познания, то есть то, на познание чего направлены кол­лективные усилия творческих объединений, ученых, исследователей и просто любознательных.

Объекты познания могут быть первичными, вторичными, третич­ными. Первичный объект познания — это определенные части, фраг­менты объективного мира, которые исследуются, познаются челове­ком с помощью его органов чувств, приборов и т.д. Поскольку в процессе познания возникают абстрактные образы объективного мира, которые верно или искаженно отражают действительность, то эти об­разы, в свою очередь, могут выступать объектами познания других людей. Эти объекты познания, в силу их абстрактности, носят уже не первичный, а вторичный характер. Вторичные объекты познания — это те объекты, которые так или иначе связаны с психической познава­тельной деятельностью человека, с его сознанием, с отражением в со­знании различных сторон и сфер жизни, включая самосознание. Тре­тичные объекты познания — объекты высокого уровня абстракции, которые специально создаются и изучаются человеком для того, что­бы, с одной стороны, упростить, а с другой, углубить процесс позна­ния первичных объектов. Такие, например, идеализированные теоре­тические объекты науки, как «точка», «прямая», «плоскость», «земная ось», «идеальная паровая машина», «абсолютно черное тело» и т.д. изу­чаются для того, чтобы лучше познать мир, в котором мы живем, ко­торый нас окружает. Познание начинается с первичных объектов, ко­торые выступают не только исходным материалом для познавательной деятельности, но и, в конечном счете, источником знаний.

Познание, как известно, бывает эмпирическим (чувственным) и рациональным._ Рациональное познание исходные посылки своей де­ятельности берет из чувственного познания.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств.

Для чувственного познания характерны: непосредственность (пря­мое воспроизведение отражаемого объекта), наглядность и предмет­ность возникающих образов, воспроизведение объектов познания на уровне явления, т.е. их внешних свойств, которые могут быть воспри­няты органами чувств человека.

Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.

Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и сторон объекта, которые сами по себе не дают целостного видения, по­нимания объекта. Такими отдельными свойствами и сторонами позна­ваемого объекта могут быть цвет, звук, контуры, температура, запах и т.д.

Восприятие представляет собой синтез ощущений, позволяющий сформировать целостный образ объекта. Оно является результатом де­ятельного, активного отношения человека к познаваемому миру. В восприятии происходит соединение цвета, формы, плотности, тем­пературы и других характеристик предмета в единое целое, позволяю­щее судить об этом и именно об этом предмете или объекте познания. Важной чертой восприятия является его тесная связь с ранее приоб­ретенным опытом.

Ошибки в восприятии возможны потому, что оно сопряжено с уз­наванием. Воспринять то, с чем уже приходилось встречаться ранее, легче, чем создавать образ того, с чем никогда не встречался. Для уз­навания предмета не обязательно ощущать все его качества, достаточ­но отдельных параметров, например, цвета, формы и т.д. Восприятие субъективно, поскольку мы замечаем то, что склонны заметить, и не воспринимаем того, что в конкретный момент выходит за пределы на­ших интересов.

_ Представление - наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения. По сравнению с восприятием, оно является более обобщенным образом действительности, который служит ступенькой для перехода к рациональному отражению действительности. В отличие от восприятия, представление обычно менее отчетливо, расплывчато. Представление базируется не только на реальном опыте, но и на сведениях, почерпнутых из книг, газет, радио и телепередач. В формировании представления велика роль фантазии и воображения, а поэтому в нем нередко причудливо переплетены реальные и вымышленные элементы, детали.

Чувственное познание (отражение) имеет и знаковую, и образную стороны, которые органически взаимосвязаны в самом познаватель­ном процессе. Так, на основе опыта, закрепленного в восприятиях и представлениях, наши восприятия приобретают знаковый характер. Нам достаточно через окно дома взглянуть на выпавший снег или на низко упавший столбик термометра, как у нас возникают соответствующие ощущения. То же мы можем испытать при просмотре картинок, фильмов или при прочтении книги. При беглом взгляде на витрину магазина порою трудно отличить выставленный муляж от предмета, который он отображает. Наши чувства могут нас обмануть. Это резуль­тат взаимосвязи знаков и образов в чувственном отражении. Данная взаимосвязь, основанная на опыте, позволяет ускорить процесс по­знания, но иногда может привести к ошибке, к заблуждению. Знак, как материальный чувственно-воспринимаемый объект, символичес­ки, условно обозначает предмет, а образ как бы детализирует, «оживляет» знак, создает достаточно полную картину воспринимаемого яв­ления или процесса.

Рациональное (логическое) отражение — более сложный способ познания действительности посредством абстрактного мышления. Для него характерна опора на результаты чувственного отражения, обоб­щенность и абстрактность возникающих образов, воспроизведение объектов на уровне сущности, т.е. внутренних закономерных связей и отношений.

Основными формами логического познания являются понятие, суждение, умозаключение. Эти формы познания — предмет изучения логики.

Решающая роль в рациональном познании принадлежит понятию. Понятие — форма мысли, воспроизводящая существенные свойства и отношения вещей. С понятия начинается и понятием завершается любой цикл логического осмысления действительности. Возникнове­ние понятия - э то всегда скачок от единичного к общему, от конкрет­ного к абстрактному, от явления к сущности.

Одна из главных функций понятия, которая отчетливо проявляет­ся в процессе познания, состоит в том, что оно представляет в обоб­щенном виде группы предметов, классифицируя их по определенным признакам.

Суждение — это форма мысли, связывающая несколько понятий и благодаря этому раскрывающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся любые определения науки, все ее утверждения или отрицания. Суждение - это соотнесе­ние понятий, выяснение степени их общности или отличия. Суждение - это процесс углубления в содержание понятия, выяснение особенностей предмета или явления, стоящего за понятием.

Процесс оперирования суждениями с целью получения нового зна­ния составляет содержание умозаключения. На базе понятий и сужде­ний формируются умозаключения.

Уумозаключение - вывод из одного или нескольких взаимосвязан­ных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки.

С помощью понятий, суждений и умозаключений происходит пе­реосмысление эмпирического материала, полученного в процессе чув­ственного познания. На их основе выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории как наиболее развитые и глубокие логические образы действительности. Тем самым рациональное познание выступает в качестве более высо­кой ступени познания, чем чувственное отражение. Если чувственное отражение во многом носит стихийный характер и человек практичес­ки отражает все, что попадает в его поле чувственной деятельности, то логическое познание превращает стихийный познавательный процесс в целенаправленный, осознанный.

История познания отражает противостояние и противоборство представителей различных точек зрения на роль чувственного и логи­ческого познания, на их соотношение в процессе познания. Как изве­стно из истории философии, одни философы отводят главную роль показаниям органов чувств, опытному познанию (сенсуализм, эмпиризм). Другие, напротив, отдают предпочтение разуму, логическому мышлению (рационализм). Третьи относятся с сомнением и к показа­ниям органов чувств, и к результатам абстрактного мышления. Они заявляют, что подлинное знание дает лишь интуиция - непосредствен­ное видение сущности через «озарение», «мистическое откровение». Такая точка зрения получила название «интуитивизм». Интуитивисты рассматривают интуицию в качестве самого главного и самого надеж­но источника познания.

Связующим звеном между чувственным и логическим познанием выступает практика. Роль практики в познании велика. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее.

Человек из всего многообразия факторов, воздействующих на его сознание, вычленяет те, которые ему необходимы в его практической

деятельности. Практика - это специфически человеческая форма де­ятельности, осуществляемая всегда в определенном социально-куль­турном контексте.

К понятию практики существуют идеалистический и материалис­тический подходы. В идеалистическом ключе практика понимается чаше всего в виде индивидуального опыта общения со сверхъестест­венными силами. Материалистический подход к практике опирается на объективную реальность, существующую вне и независимо от познающего субъекта. При таком подходе практика представляет собой целесообразную, предметно-чувственную (материальную) дея­тельность людей, человеческого общества, направленную на изме­нение и приспособление природной и социальной среды к потребно­стям человека.

В качестве важнейших форм практики, как правило, выделяют четыре, хотя их можно выделить и значительно больше. Во-первых, чувственно-предметная практика, с которой сталкивается каждый индивид в своей повседневной жизни. Во-вторых, материально-про­изводственная практика, как область деятельности, без которой не мо­жет существовать человек, не приспосабливая природу и природ­ные материалы для своих нужд. В-третьих, социально-преобразуюшая деятельность, — деятельность направленная на то, чтобы обществен­ная жизнь все полнее отражала потребности живущих в обществе людей. В-четвертых, научный эксперимент — та область практики, ко­торая открывает окно в завтрашний день во всех областях человечес­кой жизни.

Практика в процессе познания выполняет целый ряд функций. В качестве основных функций можно выделить четыре. Во-первых, практика является источником познания, поскольку все знания вызваны к жизни главным образом потребностями практической деятель­ности людей. Во-вторых, практика выступает как основа познания и его движущая сила. Практика пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от начала и до конца. Она служит основой познания и потому, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, сложным оборудованием, то есть всем тем, без чего со­временный познавательный процесс не может быть успешным. В-тре­тьих, практика является целью познания, ибо познание осуществля­ется не ради простого любопытства, а для обеспечения ближних и отдаленных целей практики. В-четвертых, практика представляет со­бой решающий критерий истинности знаний, поскольку, будучи при­обретенными ради практики, они на практике проверяются, уточня­ются. Практика позволяет отделить истинные знания от заблуждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: