ТЕМА 15.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ развитие НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
СФЕРЫ УСЛУГ
1. Организационный порядок сервисной организации.
2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
3. Технология принятия и реализации управленческих решений
4. Принципы оптимальности принимаемых решений.
5. Процесс выработки и реализации решений.
Минилексикон: управленческое решение, процесс принятия решений, оптимальность, качество управленческого решения, организационное развитие, управленческая культура, организационный порядок, самоуправление, «порок» решения, «обновление»
Организационный порядок сервисной организации.
В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивалась возможность гармоничного функционирования организации длительное время. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать как хорошо смазанный механизм.
Но, как мы смогли уже убедиться, каждая организация, становясь механической, обречена на исчезновение, как устаревшая модель любого механизма. На смену ей придет другая.
|
|
Сервисные организации скорее организм, а не механизм, и как любой живой организм могут развиваться и, совершенствуясь, жить долго. Хотя организации и нужна гармоничная интеграция всех видов деятельности, она не может оставаться статичной и удовлетворенной существующим положением. Напротив, руководство должно проявлять активность, планировать новшества и должным образом реагировать на изменения внешней среды.
Чтобы выработать в сервисной организации полную готовность к восприятию перемен, руководство должно предусмотреть способы к такой восприимчивости в самом построении организации и в своих управленческих действиях. Осознание этого привело к созданию концепции организационного развития.
Разнообразные предпосылки и ценности лежат в основе этой концепции, идеи обновления организации. Но, в первую очередь, они относятся к людям как индивидуумам, людям как лидерам и членам групп, людям как членам организации.
Менеджмент услуг (непроизводственный менеджмент) подходит к объектам управления - организациям - как к человеческому сообществу, состоящему из разных групп со своими интересами, мотивами деятельности, своей политикой, которая определяет лицо организации и тенденции ее развития, учитывает это в методах и технологии управления. Организация (фирма, компания, концерн, муниципалитет, министерство) - это ведь в сущности просто коллектив людей. Организации существуют лишь по одной причине: чтобы помочь людям сделать то, что в одиночку каждому было бы не под силу.
|
|
Большинство руководителей, стоящих во главе процветающих обновляющихся организаций считают, что организация должна служить людям. Если она начинает мешать этому служению, ее или изменяют или распускают.
Большинство людей боится перемен. Но обновление может стать фактором, который вернет работе привлекательность, так как оно всегда связано с элементами риска и авантюры.
Изменения открывают новые возможности. Мечты о будущем, а не отчаяние заставляют организации двигаться к высотам совершенства. Руководитель должен сделать фактор обновления частью своей организации. Для многих организаций в условиях снижения государственного влияния на экономику, конкуренции и банкротств без обновления будущего не будет никакого.
Обновление как процесс можно показать, изучив успешный опыт сохранения конкурентоспособности лучших компаний мира.
Управление в высоком смысле слова - это все-таки гораздо больше искусство, чем наука. Универсальную формулу успеха, если ее даже найти, всегда будет использовать конкретный менеджер...
Как и само совершенство, обновление не возможно в рамках строгого определения. Изучением опыта управления (обновлением), накопленного ранее исхоженным путем, можно выявить все самое ценное, что было найдено.
Лишь в результате изучения или исследования практического опыта и обнаруживаются проявления объективных законов и закономерностей. Факторы, элементы организационного обновления (изменения), приведшие к успеху, свидетельствуют о сознательном или интуитивном использовании менеджерами этих объективных законов иих проявлений.
Организационный порядок, обеспечивающий нормальное функционирование любой сервисной организации должен быть способен к развитию и обновлению, иначе это может привести к закостенению организации.
Постоянно отслеживая эффективность управления, успешность работы организации, руководство должно быть и способно и готово управлять изменением и обновлением.
Толчком к переменам в сервисных организациях чаще всего является кризис. Тесное соприкосновение с банкротством, волна убыточных периодов, неудачные инвестиции - все это в жизни сервисных фирм равносильно инфаркту, который внезапно заставляет менеджера думать о будущем. Но хотя обусловленные кризисом изменения легко проследить, они тяжело сказываются на тех, кто его перенес.
Причиной кризиса служит обычно роковое сочетание привычки и отрыва руководства от жизни. То и другое мешает организации видеть внешние события и притупляет чувство бдительности. Противоядие вроде бы очевидно: ходите, слушайте, вступайте в контакты. Но сила привычки и отрыв от жизни столь сильны, что к слушанию, настоящему слушанию, вполне применимо такое вот изречение: "Идея очевидна; выполнить ее чертовски трудно".
В обновляющихся сервисных организацияхлюбопытство превратилось в неотъемлемое качество. Они ищут другое зеркало, нечто, говорящее компании, что мир изменился и что в безжалостном свете новой действительности они уже не так привлекательны, как прежде. Зеркало говорит также, что если компания не осуществит изменения, ей грозит кризис.
После кризиса, изменения, если они вообще происходят, организация подобна птице феникс, которая возрождается из пепла. Через этот болезненный путь прошли многое выжившие компании. А ведь легкий освежающий «ветерок» своевременных изменений более эффективен, чем нежданный кризис.
И еще одно замечание. С точки зрения всей непроизводственной сферы,ее отраслей, отсутствие способности к изменениям, чревато периодическими кризисами и гибелью. В книге Джона Гарднера "Самообновление" есть такая цитата: "Над нашими мыслями о развитии и смерти довлеет образ единственного срока жизни животного или растения. Семечко, развившийся цветок и смерть... Но для вечно обновляющегося общества более верным образом является сад, сбалансированный аквариум или другая экологическая система. Некоторые особи рождаются, другие расцветают, третьи умирают, но система продолжает жить".
|
|
Окружающий нас мир держится на единстве устойчивого и изменчивого, информации и энтропии, регламента и свободы, автократии и демократии. Развитие любой системы проходит между двумя полюсами, а если говорить о системе управления сервисом, то между абсолютной автократией и абсолютной демократией, она одинаково нежизнеспособна.