Технология принятия и реализации управленческих решений

 

Технологии принятия и реализации управленческих решений — это до­вольно непростые операции, которые имеют свою специфику и сложность. Ведь решение не только процесс, но и один из видов умственной деятельно­сти и проявления воли человека. Его как составляющую процесса управле­ния предприятием характеризуют такие признаки: возможность выбора из множества альтернативных вариантов — если нет альтернативы, то и нет выбора, а значит — нет решения; наличие цели — бесцельный выбор не рассматривается как решение; необходимость волевого акта лица, принимаю­щего решение при его выборе, так как это лицо формирует решение в борьбе мотивов и сомнений.

В общем объектом технологии управления, сутью которого является ре­шение, могут быть разные процессы, в частности: порядок выполнения от­дельной функции управления или их совокупности; принятие решений при реализации тех или иных задач управления; обработка документа или груп­пы документов. Технология управления делится на два вида: функциональ­ную и предметную.

Функциональная технология рассматривает приемы и методы выполне­ния той или иной функции.

Предметная технология рассматривает переработку различных видов ин­формации. На практике преимущественно используется комбинированная технология, когда обработка информации и принятие решений в подразделе­нии происходят по предметно-функциональному признаку. Итак, процесс управ­ления включает совокупность объединенных, взаимодействующих между со­бой технологических циклов, процедур, операций и отдельных действий ра­ботников управленческого аппарата, основанных на функциональном, операционно-технологическом и профессионально-квалификационном разделении труда.

В понятие технология принятия решения входят как составляющие такие элементы: что делать? (количество и качество объекта); с какими затратами? (ресурсы); как делать? (по какой технологии); кому делать? (исполнителе); ког­да делать? (сроки); для кого делать? (потребители); где делать? (место); что это дает? (экономический, социальный, экологический, технический эффекты).

Если вы ответили на все эти вопросы количественно и согласовали (связа­ли) элементы в пространстве и времени с ресурсами и исполнителями, это означает, что технология принятия решений разработана.

Процесс разработки управленческого решения является составной частью управленческих процессов.

Технология управленческого труда — это рациональная последователь­ность операций и процедур (информационных, логико-мысленных, расчетных, организационных и т. п.), которые выполняются руководителями, специали­стами и техническими исполнителями с использованием конкретного сред­ства влияния на объект управления.

Основой технологии работ, которые повторяются, служит операция. Она представляет собой однородную, логическую, относительно неделимую часть процесса управления. Понятия операция и процедура являются ключевыми в изучении технологии управления. Наряду с этим понятие операция имеет широкий смысл и охватывает любые целесообразные действия человека — производственные, технологические, управленческие и т. п.

Операция — это любое действие, мероприятие или система мероприятий, объединенные единым замыслом и направленные на достижение соответ­ствующей цели. Комплекс действий, которые выполняются в пределах одной операции, может состоять из нескольких элементов, поэтому операцию можно рассматривать и как совокупность элементов трудовых процессов, используе­мых работниками управленческого аппарата. В основу построения операций может быть положена целевая завершенность действия по отношению к ис­полнителю.

Понятие процедура отражает порядок подготовки, рассмотрения, обсужде­ния, выполнения ряда последовательных и параллельных операций в процес­се управления. Управленческая процедура представляет собой совокупность правил, которые последовательно реализуются при выполнении организаци­онных, инновационных и других операций, которые приводят к решению за­дач, стоящих перед объектом или субъектом управления.

Таким образом, управленческий процесс состоит из определенного в про­цессе разделения труда количества последовательных или параллельных операций и процедур, которые и составляют технологию управления. Повто­ряемость, присущая процессам управления, является условием для предыду­щей разработки их на основе всестороннего анализа условий производства и разработки наиболее рациональных вариантов решений.

Например, процесс выписки требования на получение инструмента на­звать операцией нельзя, поскольку оно не отображает цели действия. Целью в данном случае является получить инструмент со склада, а не выписать требование. Для техника инструментальной группы, в обязанности которого входит выписка требований, это техническая операция, а не управленческий процесс. Ведь в основу построения операций должна быть положена, в первую очередь, целевая ориентация на конечный результат того или иного действия.

При разработке технологии управления производством необходимо руко­водствоваться общеизвестными в организации производства принципами спе­циализации, пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерыв­ности и ритмичности.

Принцип специализации означает такое распределение операций, благо­даря которому возможна децентрализация однотипных операций, которая дает возможность применить для их осуществления наиболее эффективные тех­нические средства механизации процессов управления. С этой целью выде­ляют разные структурные подразделения, за которыми закрепляются типич­ные работы — тиражные, диктофонные, машинописные. Повышению уровня специализации содействует также унификация и нормализация форм доку­ментов, методов работы, четкая регламентация круга обязанностей и ответ­ственности каждого работника.

Принцип пропорциональности в оформлении технической документации и делопроизводства предусматривает одинаковую пропускную способность всех подразделений, оформляющих документы и осуществляющих делопро­изводство.

Принцип параллельности предусматривает такую организацию системы делопроизводства и оформления, по которой отдельные процессы и операции можно выполнять параллельно. Параллельность достигается путем объеди­нения этапов работ во времени, что сокращает цикл процессов делопроизвод­ства (например, одновременное тиражирование документа и рассылка его по подразделениям для параллельной обработки).

Для ускорения документооборота очень важен принцип прямоточности, суть которого состоит в исключении обратных движений документации, оста­новок, заторов.

Два принципа организации системы производства — непрерывность и ритмичность — в отношении управленческих процессов должны рассмат­риваться с точки зрения целевой функции информационного обеспечения. Основой технологии процессов управления является процедура принятия решений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: