Философская концепция человека

Сущность и предназначение человека. Свобода и ответственность человека

План

1. Философские концепции человека Становление общественных отношений и их качественное отличие от биологических отношений

2. Природное и социальное в человеке

3. Свобода личности как основа общественного прогресса

 

Философская концепция человека

При всем разнообразии подходов к человеку большинство мыслителей указывает на наличие в человеческом естестве трех основных начал – космического, природного и социального. Следовательно, решение проблемы природы человека возможно через определение взаимодействия в человеке трех указанных начал.

Космическое начало. Уже на ранних этапах развития философии человек воспринимался как составная часть Космоса, природы. На новом уровне космическая сущность человека особенно внимательно рассматривается в философской мысли ХХ века. (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден, Н. Чижевский). Такая точка зрения имеет свое продолжение и в современных философских теориях. Это так называемая антропная концепция Б. Картера, Дж. Миллера, Д.Бома, считающая ограниченной и незавершенной любую теорию Космоса, если она не содержит в себе сознания как существенного компонента бытия.

Во-первых, строение и биологические ритмы человеческого организма неразрывно связаны с космическими ритмами.

Во-вторых, материя, жизнь и сознание вообще не происходят друг от друга по закону причинной связи, то есть материя не является причиной возникновения и существования сознания. Материя – это не только вещество, из которого состоят различные предметы, но поля (электромагнитные, гравитационные, биологические), и потоки энергии. В Космосе материя существует в бесконечном множестве форм, системных образований и проявлений.

В-третьих, человек – орудие Космоса. Ведь благодаря своей духовности человек коренным образом выделяется из космического целого. В лице человека Вселенная поднимается до уровня самосознания и самосохранения.

Природное начало в человеке, которому отдавали предпочтение философы эпохи Просвещения, то же состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

1. Природа составляет внешнее условие существования человека, поставляя ему пищу, одежду, материальные ресурсы. Даже от чистоты воздуха, от возможностей природы абсорбировать загрязнения окружающей среды во многом зависит будущая судьба человека и человечества.

2. Природа отражает внутренний потенциал самого человека – жизнь и смерть, болезни и здоровье, гениальность и бездарность, черты характера – они имеют врожденное происхождение.

3. Человек является частью природы: природа преображается, меняется и раскрывает свои возможности в человеческой деятельности. В этом значении человек действует как сила природы. Процесс воздействия человека на природу имеет непрерывный характер – действуя, человек создает такие природные продукты, которые невозможно получить естественным путем. Природа словно живет в человеке, есть его телом.

Социальное начало было и остаётся решающей мерой человеческого в человеке, прежде всего, для марксистов, а именно:

а) человек – социальное существо, которое пересиливает свое природное происхождение в труде,

б) только в обществе, человек формирует некоторые человеческие качества – язык, мышление,

в) общество через систему образования и воспитания передает человеку накопленные всеми предшественниками знания, навыки и умения. Благодаря им человек может успешно познавать и преобразовывать мир,

г) разделение труда в обществе позволяет человеку во много раз приумножить собственные усилия за счет кооперации с другими людьми,

д) таким образом, общество – это условие и среда реализации природно-космического потенциала человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: