Свобода личности как основа общественного прогресса

Свободаэто наличие у человека возможности для максимального самовыражения.

Свобода -это самоопределенность духа, свобода воли, способность действовать в согласии с самим собой и не определяется внешними обстоятельствами.

Свобода личности - это вопрос и о свободе воли, и о свободе выбора, и о взаимосвязи различных компонентов структуры личности (волевого, рационального, ценностного)

Свобода тесно связана с проблемой ответственности. Человек не является только чувственно-биологическим существом, а прежде всего существо разумное и моральное.

Три модели взаимоотношений личности и общества по поводу свободы:

а) адаптация в обществе,

б) бегство от общества,

в) борьба с обществом.

 

Без необходимости нет свободы, необходимость является объективной основой свободы. Метафизический материализм и субъективный идеализм разрывают это живое единство, признание необходимости приводит к фатализму, а абсолютизация свободы к волюнтаризму.

Свобода это деятельность на основе познанной необходимости. В природе господствует случайность, а в обществе свобода. Не законы являются врагом свободы, а беззаконие, хаос. Необходимость отражает устойчивость того, что сохраняется, что упорядочено.

В связи с этим следует заметить, что человеческие отношения, социальность, так же как и объективность мира, выступают в определенном смысле как ограничители человеческой свободы, препятствием на пути ее реализации. Это вытекает из самой реальности общества как формы связи людей, из объективности общественных отношений и связей вообще.

Свобода это вечные муки, напряженность и неудовлетворенность социума своим положением, отрицание данности, несогласие с тем, что утвердилось. Свобода, если она не воплощена в новые формы, становится тождественной необходимости.

Гегель справедливо называл мировую историю процессом роста свободы.

Свобода в определенные исторические моменты имеет определенные границы. Из свободы не следует делать культ.

В этом смысле духовно-идеальная деятельность человека абсолютно суверенна и закрыта от внешнего мира, она не раскрывается полностью. Эта закрытость от внешнего мира, эта интимность духовной жизни человека, свойственная самому существу человеческого бытия отражает его самые фундаментальные основы.

Как справедливо отметил Эрих Фромм, «свобода принесла человеку независимость и рациональность существования, но одновременно изолировала его, пробудила в нем чувства бессилия и беспокойства. Эта изоляция нестерпима, и человек оказался перед выбором: или избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, или подняться до полной реализации позитивной свободы, которая базируется на неповторимости и индивидуальности каждого». Сущность свободы проявляется в наличии множества возможностей. Поэтому свобода всегда остается ценностью, а в социальном плане – условием и результатом исторического прогресса.

Свобода должна реализовываться в реальных практических действиях. Осознание необходимости это лишь пролог к действиям. «Риском, жизнью подтверждается свобода»,- писал Гегель. Риск требует духовного толчка, то есть осознание реальности. Человек, лишенный свободы ориентируется не на реальность, а соотносит действия не с необходимостью, а с идеологическим контекстом, с фетишистским сознанием как способом социального мифотворчества, которое является способом угнетение человека. Поиск собственной и социальной свободы – это, прежде всего преодоление антагонистических форм отчуждения. Царство свободы не является статичным завершенным состоянием личности и общества.

Свободавсегда процесс не только внешних, но и внутренних преобразований.

Свободаэто, прежде всего не то, что дано человеку, а то, что человек добывает своей мыслью, волей и действием.

Естественно, это его изменение в обществе вызывает ответную реакцию со стороны множества людей, с которыми он реально связан и чьи интересы он в той или иной степени задевает.

Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его силы. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности.

Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс.

Развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого разума, нравственности, творческих сил. Именно в своей духовности, раскованности и свободе он выступает наиболее явно как человек.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow