Кафедра «Безопасность труда и инженерная экология»
«Утверждаю»
Декан ЭЭФ
_____________ Саухимов А..
«____» _____________2017 г.
Syllabus дисциплины
EUBZh1107 Экологическая устойчивость и безопасность жизнедеятельности
Специальности: 5В071900 – «Радиотехника, электроника и телекоммуникации», 5В100200 – «Системы информационной безопасности», 5В074600 – «Космическая техника и технологии», 5В070400 – «Вычислительная техника и программное обеспечение»
Курс | |
Семестр | |
Всего кредитов | |
Всего кредитов ЕSTS | |
Общее количество часов Лекций | |
Практические занятия Лабораторные занятия | - |
СРО | |
в т.ч. СРСП | |
РГР | |
Экзамен |
Алматы, 2017 г.
Syllabus составила доцент, к.б.н. Мусаева Ж.К. и ассистент Айтбаева Ж.М. на основании рабочей программы. Syllabus рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Безопасность труда и инженерная экология», протокол № 11 от 21.06.17г.
Заведующий кафедрой Абикенова А.А
Syllabus рассмотрен и утвержден на заседании учебно-методической комиссии электроэнергетического факультета (протокол № 4 от 23.06.17г.)
|
|
1 Преподаватель:
Мусаева Ж.К. - к.б.н., доцент каф. БТиИЭ, каб. А113. Контакты: janna_mag@mail.ru., zhanna.musayeva@gmail.com, +77016022581;
Айтбаева Ж.М. – ассистент каф. БТиИЯ, магистр БЖЗОС. Контакты: +77012234568
2 Время и место проведения аудиторных занятий курса указано в расписании учебных занятий, график консультаций СРСПразмещен на досках объявлений деканата электроэнергетического факультета (Д 209) и кафедры БТиИЯ (А 117).
Характеристика учебной дисциплины
3.1 Цель дисциплины – Изучение особенностей функционирования технических систем, а также природных процессов и явлений, как источников экологической и техногенной опасности.
3.2 Задачи дисциплины – изучить проблемы современной цивилизации, основные закономерности функционирования живых организмов, сформировать знания об экологических последствиях хозяйственной деятельности человека.
Описание дисциплины.
Дисциплина «Экологическая устойчивость и безопасность жизнедеятельности» является элективной из цикла общеобразовательных дисциплин. При изучении дисциплины формируется целостное представление об основных закономерностях устойчивого развития природы и общества, экологическое мировоззрение, а также порядок действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
По окончании курса «Экологическая устойчивость и безопасность жизнедеятельности» студент должен знать:
- основные законы и закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой их обитания;
|
|
- закономерности потока энергии через живые системы, круговорота веществ, функционирования экологических систем и биосферы в целом;
- основные принципы охраны природы и рационального природопользования;
- стратегию устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»;
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
- идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
- средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;
- методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;
- методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Уметь:
- выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;
- разбираться в современных стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования с целью сохранения стабильности биосферы и социума без катастрофических кризисов;
- классифицировать чрезвычайные ситуации техногенного, природного, социально-политического и военного характера; оценивать уровни риска по степени приемлемости.
- расшифровывать кодировку чрезвычайных ситуаций согласно классификатору;
- определять уровень чрезвычайных ситуаций по критериям территориального распространения, экономических убытков и количества пострадавших.
Иметь навыки:
- анализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества и использования полученных знаний для решения экологических задач;
- знания по закономерностям развития биосферы и условий сохранения ее устойчивости;
- защиты от опасных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вредных и опасных производственных факторов;
- навыков оказания первой помощи с помощью медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;
- причин опасностей и выявлять причины отказов технических систем.
Компетенции: владение культурой безопасности, способность идентифицировать опасности и оценивать риски, применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности.
3.4 Пререквизиты дисциплины: естественно-научные дисциплины среднего образования
3.5 Постреквизиты дисциплины: Охрана труда
Структура и содержание дисциплины