Глава 10. Русская философия

Россия, если она уразумеет свое призвание,

должна принять на себя инициативу проведения

всех великодушных мыслей, ибо она не имеет

привязанностей, страстей, идей и интересов Европы.

Петр Чаадаев

1. Этапы развития русской философии. 2. Характерные черты русской философии. 3. Становление русской философской мысли. 4. Русская философия XVIII – первой четверти XIX вв. 5. Русская философия XIX – первой половины XX вв. 6. Выводы и вопросы для самоконтроля.

Русская философия – органичная часть всемирной философии. Проблемы, которые она рассматривает, тесно связанные с постановкой и теоретическим решением вопросов мировой философии. Вместе с тем история философии России свидетельствует о самобытных подходах и путях решения проблем, опирающихся на национальные культурные традиции.

Этапы развития русской философии.

1. Становление русской философии в XI – XVII вв.

2. Русская философия XVIII – первой четверти XIX вв.

3. Русская философия XIX – первой половины XX вв.

Характерные черты русской философии.

♦ Для многих русских философов характерен идеал цельности (целостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славянофилов, В. С. Соловьева, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского и др. Целостность - единство всех сторон реальности.

♦ Русская мысль историософична, т. е. она постоянно обращена к вопросам о «смысле» истории, конце истории. Внимание к философии истории, очевидно, коренится в духовных установках, которые исходят из российского прошлого, от общенациональных особенностей «русской души».

♦ Характерной чертой русской философии В. В. Зеньковский считал антропоцентризм, поскольку она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе, о смысле и цели его жизни.

♦ В русской философии всюду доминирует (даже в отвлеченных проблемах) моральная установка. Это один их самых действенных и творческих истоков русской философии. «Панморализм», который выражен в философских трудах Л. Н. Толстого, может быть найден почти у всех русских мыслителей.

♦ Приоритет нравственных ценностей и единство людей на основе их любви к Богу в русской философии получили название соборности. Принцип соборности использовался многими русскими мыслителями в качестве основы для развития политических и правовых воззрений.

♦ Характерной чертой многих российских мыслителей XIX в. является стремление придать философским идеям прикладной характер, т. е. использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности. Привнесение в философское творчество некой внутренней цензуры, отбрасывающей то, что представляется «опасным» в прикладной сфере, т. е. невозможность «разделить» теоретическую и практическую сферы.

♦ Русские философы стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт, т. е. истинность сближается с праведностью.

Это далеко не полный перечень основополагающих принципов русской философии.

Теперь рассмотрим поэтапное развитие русской философии.

Истоки русской философии складывались из двух духовных потоков: языческого и христианского.

Для языческой (ведической) религиозной философии древних руссов было характерно мифологическое понимание действительности: наделение природы человеческими качествами (антропоморфизм), слитность фантазии и реальности, синкретизм, то есть слитность всех элементов духовной культуры - моральных, религиозных, художественных. Смерть древние руссы понимали как переход в другой, подземный мир. Все сущее представлялось им через призму борьбы двух начал: добра и зла. В русском язычестве, прошедшем ряд закономерных этапов своего развития, - от поклонения добрым и злым началам природы - «берегиням» и «упырям», до выделения главного бога, к X в. все отчетливей стала проявляться тенденция к монотеизации, то есть к переходу к поклонению одному универсальному богу. Однако история распорядилась иначе - на Русь пришло христианство. У колыбели русской философской мысли стояли произведения киевского Митрополита Иллариона (XI в.), давшего философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни того времени. В своем «Слове о Законе и Благодати» Илларион поставил вопрос о месте русского народа и об историческом значении принятия им христианства; изложил учение о равноправии всех народов и их постепенном приобщении на протяжении всемирной истории к культуре христианства. Илларион противопоставил фатализму «Ветхого завета» своеобразный исторический оптимизм.

Русская философия домонгольского периода испытала на себе существенное влияние византийской духовной культуры. Во-первых, на Русь пришла византийская интерпретация христианского вероучения в произведениях православных богословов - Иоанна Златоуста, Иоанна Домаскина и др. Во-вторых, через сборники «Пчела» (1189г.) и «Диоптра» (1305 г.) получили распространение идеи античных философов. В-третьих, из Византии пришли и литературные формы: житие, изборники, слово, поучение.

Вот только некоторые философские традиции «занесенные» на Русь:

• неоплатонизм с его навыками тонкого диалога и идеей синтеза Логоса и Софии, то есть мысли и воплощения;

• рационализм Аристотеля и Иоанна Домаскина;

• аскетизм, отвергавший земную жизнь, философию и все

мирское знание.

Своеобразие русской философской мысли того периода выразилось в религиозном гуманизме. Так, «Поучение» Владимира Мономаха и «Моление» Даниила Заточника выдвинули в качестве идеала целый ряд принципов: не отшельничество, а добрые дела и прямое обращение к Богу; не церковное предписание, а здравый смысл, не формальная, а личная молитва; не личное спасение, а спасение всего человечества; не богатство и должность, а разум и мудрость. В итоге эти произведения впервые поставили в русской философии тему человека, его ценностей и места в мире.

В то же время развивался и русский религиозный гносеологизм. Его главным представителем стал епископ Кирилл Туровский (XII в.). Он первым разработал учение об опытном, естественном происхождении разума, который опирается на показания органов чувств.

Развитие философской мысли в Московской Руси совершалось в непрерывной связи с событиями социально-политической и церковной жизни того времени. Главным было образование единого государства и укрепление всевластия феодалов: мирских и церковных. Против последнего выступили многочисленные ереси (формы противостояния официальной церкви). Самыми известными были: стригольники и антитринитарии.

В конце XIV - начале XV вв. на Руси утверждается исихазм, пришедший из Византии. Это аскетическое, мистическое учение, идеалом которого стало созерцание, молчание, одиночество. Исихазм утверждает: «Мир непознаваем, все науки бессмысленны. Истинное познание - вера. Церковь выше светской власти». Деятели исихазма - Сергий Радонежский (XIV в.), Нил Сорский (1433-1508гг.) и остальные нестяжатели считали, что людям нельзя жить за счет чужого труда и гонятся за должностями, а монастыри не должны иметь крепостных. Только молитва, труд и нравственное совершенствование достойны инока. В области познания главное у нестяжателей - это пристальное внимание к внутреннему миру человека.

Против нестяжателей выступили иосифляне во главе с Иосифом Волоцким, который защищал право церкви на доходы. Для взглядов иосифлян характерны разрушающий схоластику рационализм, обоснование идеи свободы воли, выбора человека, обоснование концепции абсолютной монархии.

В том же самодержавническом духе развивалась концепция «Москва - третий Рим». Она была разработана Митрополитом Зосимой и старцем Филофеем. В ней утверждалось, что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Это значило, что Москва унаследовала от Рима Константинополя традиции государства, цементируемого не силой, сколько культурой и религией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции. Россия объявляется центром православия, а светская власть его оплотом. Таим образом, эта концепция способствовала распространению идей о превосходстве русского православия и богоизбранности русского царя.

Выразителями тенденций европеизации стали Андрей Курбский и Максим Грек. А. Курбский создал свое учение гармонии разума и веры. Из него следовал вывод, что религия - это область мечтательного богосозерцания, а философия - это знание, учение о мире и человеке. Поэтому разум независим и имеет естественную природу. А. Курбский в своих сочинениях также знакомил читателей с основами логики и диалектики. Максим Грек (1480-1556гг.) заявил, что ничего не предопределено, выбор между добром и злом совершает сам человек.

В Петровскую эпоху совершился радикальный философский переворот - секуляризация русской философской мысли. Это произошло как под влиянием внутренних потребностей, так и под воздействием западной философии, которая внесла в русскую философию, во-первых, саму идею об отделении философии от теологии, во-вторых, сенсуалистическую теорию познания, в-третьих, идеи дуализма и деизма, в-четвертых, концепции «естественного права» и равенства людей по природе и «общественного договора». Представители философской мысли того времени - так называемая «Ученая дружина» - Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир. Их идеи в дальнейшем развивал М. В. Ломоносов (1711 - 1765гг.). Он не писал специальных философских сочинений, но философски осмысливал все области науки и искусства, которыми занимался. В области онтологии в качестве достижений М. В. Ломоносова можно назвать атомно-молекуляриую картину строения мира, закон сохранения вещества, сыгравший большую роль в обосновании идеи несотворимости и неуничтожимости материи и представления о бесконечности вселенной. В области гносеологии М. В. Ломоносов выдвинул метод синтеза точного расчета и свободной фантазии художника.

В конце XVIII столетия утверждается новое понимание человека.

Образно его выразил Гавриил Державин:

Я связь миров повсюду сущих,

Я крайня степень вещества,

Я средоточие живущих,

Черты начальна божества.

Выдающимся философом, существенно продвинувшимся в области познания человека и социального мира, являлся А. Н. Радищев (1749-1802гг.). Необходимо отметить две его книги:

Прежде всего, «Путешествие из Петербурга в Москву» (1792 г.), в которой он обосновал теорию «общественного договора» и «естественного равенства» людей. Неравенство, он считал, порождено неравным владением собственностью. Поэтому единственный путь устранения неравенства у него - это народная революция.

И вторая «О человеке, его смертности и бессмертии», написанную уже в заточении и посвященную онтологическим проблемам.

В своих произведениях материю А. Радищев определяет через возможность чувственного восприятия, как то, что дано в ощущениях. Он называет свойства материи: основные (непроницаемость, делимость, протяженность, твердость, образ) и не основные (жизнь, чувствование). Из этого анализа поначалу следовало, что со смертью человека исчезнет и его душа. Но далее А. Радищев сам не соглашается со своим выводом и, ссылаясь на то, что, в отличие от чувств, наши мысли становятся достоянием не только одного человека, а и других людей, так он приходит к заключению о бессмертии души. Выдающимся достижением А. Радищева было то, что он одновременно с И. Кантом, не читая его книг, пришел к знаменитым антиномиям.

Новую веху в русскую философию внес Петр Чаадаев (1794-1856гг.). Он первым в новое время подошел к оценке места России в мире, ее настоящего и будущего не с местнических позиций, а с позиций глобальных, всемирных. Взгляды Чаадаева можно выразить так - жесткая национальная самокритика. «Россия выключена из мировой истории, - писал П. Чаадаев, - оставлена Богом. Она - и не Запад, и не Восток. Она отстала от Запада и погрязла в рабстве, бесправии низов и деспотизме верхов».

Однако П.Чаадаев не являлся абсолютным западником, как позже его представили. Он выступал за синтез Запада и России. Назвал он и преимущества России: девственность национального самосознания, незамкнутость России, ее открытость, свободу для восприятия любого опыта, любой культуры, а также человеколюбивые особенности православия.

Выступление П. Чаадаева явилось своеобразным выстрелом в общественное сознание русской интеллигенции. Оно дало толчок философским спорам и дискуссиям, в результате чего возникли и новые философские течения и школы, самым знаменитым из которых стало славянофильство.

Славянофилы - это течение русских философов, выразивших национальное своеобразие России во всемирной истории. В него в первую очередь вошли А.Хомяков (1806-1856гг.), И.Кириевский (1806-1856гг.), К.Аксаков (1817-1860гг.), Ю.Самарин (1819-1876гг.).

Внешне философия славянофилов напоминала немецкую классическую философию: мышление абстрактными категориями, использование диалектики, историсофская направленность. Но была одна особенность - желание воздействовать не только на разум, но и на чувства читателей.

Славянофилы утверждали, что Россия обладает рядом преимуществ. Главное из них - это православие, как наиболее духовная форма христианства, и национальные черты славян: миролюбие и адаптация. России уготована мессианская роль - спасти мир, но для этого самой России надо измениться: уйти из рабства и лени, взять на Западе все положительное, но самое главное, утвердить принцип соборности, то есть свободного единения людей, основанного на христианской любви и общинном коллективизме, уйти от государственности. Славянофилы чужды национализму, и путь к всеобщей любви они видят через любовь к ближним.

Альтернативная точка зрения выражалась западниками. Западники - это течение, выдвигавшее на первый план интересы отдельного человека, которые должно защищать правовое государство и гражданское общество. К западникам относят Н.Станкевича (1813-1840гг.), В.Боткина (1811- 1839гг.), Т.Грановского (1813-1855гг.) и др.

В XIX в. возникли и другие философские школы: народники, русские анархисты, почвенники, неославянофилы и позитивисты.

Философские взгляды народников ярче всего выразили революционеры-демократы Н. Чернышевский (1828-1889гг.) и Н.Добролюбов (1836-1861гг.). Они создали материалистическую и диалектическую концепцию исторического развития, однако при объяснении человека и его сознания исходили больше не из условий общественной среды, а из природы самого человека.

К народникам примыкали русские анархисты - Михаил Бакунин (1814-1876гг.) и Петр Кропоткин (1842-1921гг.) - последовательные антигосударственники и революционные социалисты. Их философию отличало использование в единой системе различных философских позиций и методологических оснований. Так, взгляды М.Бакунина представляли собой смесь диалектико-материалистических и идеалистических положений, заимствованных из произведений К.Маркса, Ч.Дарвина и О.Конта. М.Бакунин отрицал всеобщую применимость материалистического понимания истории, обвиняя марксизм в фатализме в преклонении перед объективным ходом исторического процесса и в подавлении свободы личности. Ему казалось, что марксизм исключает влияние на экономику других факторов общественной жизни. Он постоянно ссылался на «народные инстинкты», на расовые особенности, будто бы независимые от социально-экономических условий.

В отличие от М.Бакунина, П.Кропоткин отвергал диалектику и делал основной упор на естественно-научное объяснение и крайний антропологизм. Например, П.Кропоткин пришел к выводу, что взаимная помощь есть универсальный биосоциальный закон и построил на нем свою социологию, этику и теорию анархии.

На правом фланге русской философской мысли второй половины XIX в. находилось неославянофильство и почвенничество. Используя основные положения старого славянофильства, почвенничество, представленное Н.Страховым (1828-1896гг.), А.Григорьевым и Ф.Достоевским (1821-1881гг.), сделало упор на мирное объединение высших слоев общества с «почвой» - русским народом. Благодаря сохранившемуся в нем христианскому идеалу «всепримиримости» и «всечеловечности» русский народ, с их точки зрения, способен усваивать результаты европейской цивилизации, избегая вражды сословий, свойственной западным обществам.

Неославянофильство, в противоположность почвенникам, самобытность русского национального характера усматривало не в смирении, долготерпении, любви, всечеловечности (всемирной соборности), а в преклонении перед страхом Божьим, в аскетизме и национальной замкнутости, Среди неославянофилов особенно выделяются социальные философские разработки Н. Данилевского и К. Леонтьева.

Н.Данилевский (1822-1885гг.) является автором концепции «культурно-исторических типов», согласно которой история - это смена вытесняющих друг друга замкнутых цивилизаций.

К. Леонтьев (1831-1891гг.) разработал учение о всемирном служении цивилизации через доведение своих национальных способностей до высших пределов развития.

С 60-х г. XIX в. в России получила большое распространение позитивная философия. Она имела немало последователей среди писателей, историков, ученых и философов. Ортодоксальными последствиями и проводниками идей О. Конта являлись К.Кавелин (1818-1885гг.) и В. Лесевич (1837-1905гг.).

Развиваясь в условиях начавшейся буржуазии модернизации, русская философия к концу XIX в. приобрела ряд характерных особенностей:

1. Историософичность, т.е. пристальное внимание к проблемам развития истории.

2. Утопично-проективное устремление в будущее.

3. Антропоцентричность, повышенное внимание к проблемам человека.

4. Панморализм, то есть вычленение во всех философских проблемах морального аспекта.

5. «Народопоклонство», то есть попытка любую идею, систему оценить с точки зрения содействия делу освобождения народа.

6. Антибуржуазность. Против капитализма выступали почти все философы, кроме либералов.

7. Пристальное внимание к религиозной тематике или с теологических, или с атеистических позиций.

8. Тесная связь с отечественной литературой и искусством.

Конец XIX - начало XX вв. - это время расцвета трех философских направлений: русской религиозной философии, русского космизма и русской философии социально-политической направленности.

Русская религиозная философия получила свое развитие в произведениях таких авторов, как В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Бердяев, Е. Трубецкой, Л. Толстой, Н. Булгаков, В. Розанов, Г. Шпет и многие другие. Пожалуй, наибольшее значение в этом направлении имеют взгляды В. Соловьева (1853-1900гг.).

Центральная идея его философии - это идея всеединства, космической соборности: «все едино в Боте» и, прежде всего, Творец и его творения. Творец, Бог - это космический разум, сверхличное существо. Бог сообщает всему миру идею всеединства, но не прямо, а через посредство Софии - души мира. Созданный Богом мир, полагал философ, это бесконечный мировой процесс непрерывного развития, совершенствования. И человек в этом процессе - не безличный элемент, а тоже творец, а точнее, сотворец, он участвует в просветлении хаоса, в достижении гармонии.

Чтобы творить добро, человек должен быть свободным. Без этой свободы он не может успешно осуществлять свою главную цель - «соединить небо и землю», Бога с мертвой материальностью. Именно поэтому человек рассматривается как существо духовно-активное в любом случае.

Общество, по В. Соловьеву, - это внутреннее, свободное согласие всех. Отсюда следовал ряд важнейших выводов:

1. Без нравственности, без отношения к добру и злу общество существовать не может.

2. Не должно существовать плутократии, власти денег и имущественных благ и богатств.

3. Существенное различие между людьми состоит в том, что одни из них хороши, а другие плохи, а никак не в том, что одни из них немцы, другие французы или русские.

Ядром человеческой истории В. Соловьев считал не экономику и не политику, а самого человека - существо, духовно связанное с Богом, как необходимый элемент нераздельного существования Бога и мира.

Взгляды В. Соловьева дали толчок развитию самого оригинального направления отечественной философии - русского космизма, главной особенностью которого стало философское и научное обоснование эволюции человека к новому богочсловеческому состоянию. Свои варианты такой трансформации человека и общества предложили Н. Федоров, А. Сухово-Кобылин, В. Муравьев, Н. Умов, К. Циолковский, В. Вернадский, Н. Чижевский и др.

Ведущим направлением социально-философской мысли России начала XX в., несомненно, являлся русский марксизм, представленный такими именами, как П. Струве, М. Туган-Барановский, Г. Плеханов, В. Ленин, А. Богданов. В стане русских марксистов отсутствовало идейное единство, как по основной философской линии, так и по другим вопросам гносеологического и социально-философского плана.

Философия в Советском Союзе. Огромный вклад в развитие отечественной философии советского периода внес В. И. Ульянов (Ленин) (1870-1924гг.). Будучи, прежде всего политиком, экономистом и социологом, В. И. Ленин не считал себя философом, к философии он обращался главным образом тогда, когда этого требовали интересы идейно-политической борьбы. Наиболее крупными философскими работами В. Ленина были «Материализм и эмпириокритицизм» (1909), «Философские тетради» (1895-1920), «Государство и революция» (1917).

В книге «Материализм и эмпириокритицизм» В. Ленин, полемизируя с махистами - сторонниками Э. Маха и Р. Авенариуса, подверг критике их гносеологию, которая абсолютизировала роль ощущений в познании и приходила к агностизму. В ходе этой критики В. Ленин всесторонне проанализировал основной вопрос и важнейшие категории философии (материя, опыт, время, пространство, причина, свобода и т.д.), а также развил марксистскую теорию познания, а именно, создал теорию отражения; проанализировал роль практики и ощущений в познании; исследовал проблему истины.

В работе «Философские тетради» В. Ленин подверг критике и переосмыслил гегелевскую диалектику. В книге «Государство и революция» В. Ленин развивал марксистское учение о государстве, защищал его от ревизии К. Каутским, выступал против анархизма. В работах Ленина получили дальнейшее развитие марксистские взгляды на войну, мир, армию. Он анализировал причины и сущность войны, социальный характер и последствия, пути выхода из войн и их искоренение вообще.

Центральный пункт в его размышлениях занимает идея о взаимосвязи между войной и революцией. Ленин отмечал большое влияние войны на вызревание ускорение революции, подчеркивал обратное воздействие революции на войну: она есть не только путь выхода из империалистической войны, но и условие искоренения войн вообще. Составным элементом ленинской концепции войны стала теория революционной войны.

При рассмотрении сущности войны Ленин опирался на учение К. Маркса и военного теоретика К. Клаузевица о том, что война есть просто продолжение политики другими (именно насильственными) средствами. Кроме того, Ленин выдвинул идею о справедливых и несправедливых войнах. Ему принадлежит приоритет в разработке основ политики мирного сосуществования государств с различными общественными системами.

Философскую атмосферу 20-х г. создавали многочисленные дискуссии. Так, со стороны отдельных деятелей (М. Лядов, С. Минин и др.), прошедших через классовые баталии, предпринимались попытки отрицания философии вообще как непролетарской науки. Главным теоретическим источником этого философского нигилизма был позитивизм. Отрицание философии проводилось под флагом защиты научного и технического прогресса и прикрывалось левыми фразами. Против философского нигилизма выступили видные большевики: С. Гусев, М. Фрунзе, известные марксистские теоретики: Н. Карасев, В. Невский, А. Троицкий.

Наиболее яркой в 20-е г. была дискуссия между «механистами» и «диалектиками». Первых представляли: И. Скворцов-Степанов, А. Тимирязев, В. Сарабьянов, вторых - А. Деборин, Н. Карев и др. Спор шел о соотношении философии и естествознания: «механисты» преувеличивали значение естествознания, вторые - материалистической диалектики. Их дискуссия имела положительное значение. Она способствовала установлению правильных взаимоотношений между марксистской философией и естествознанием.

С установлением режима личной власти И. Сталина ситуация в духовной сфере значительно изменилась. Резко уменьшились возможности для творческого поиска, усилился идеологический контроль. Подавление свободомыслия в философской деятельности началось в 1931 г. с разгрома «группы Деборина, Карева, Стэна», заклейменных как «меньшевики-идеалисты».

Развитие философии в годы сталинизма находилось под определяющим влиянием «Краткого курса истории ВКП (б)» 1938 г. и особенно - второго параграфа четвертой главы «О диалектическом и историческом материализме», написанного самим И. Сталиным. Популярность стиля изложения сталинской работы досталась ценой схематизации, упрощения и вульгаризации. И. Сталин выделял в ней четыре черты диалектического метода, три черты марксистского материализма, три особенности производства и пять типов производственных отношений. Характеризуя переход количественных изменений в качественные, И. Сталин считал обязательным признаком качественных изменений только их быстроту, а скачкообразность фактически приравнивалась им к внезапности. Закон отрицания был вообще исключен из законов диалектики.

Особенно большие утраты понесла социальная философия. Долгое время в ней господствовали умозрительные утопические представления, к числу которых можно отнести: идеи о полном соответствии при социализме между производительными силами и производственными отношениями, о существовании в стране двух классов (рабочих и колхозников) и прослойки интеллигенции и др.

Однако сталинский диктат не означал полного уничтожения философской мысли в стране. В философских публикациях 30-х, 40-х г. рассматривались различные вопросы логики, теории познания, диалектики и др. Но более успешно, чем другие разделы, развивалась в этот период историко-философская наука.

Развитие марксистской философии в СССР в послевоенный период происходило противоречиво: с одной стороны, высказывалось немало плодотворных, глубоких идей в различных областях философского знания, с другой стороны, эти идеи, если они открыто не подавлялись, утопали в царстве догматизма и схоластики.

Осуждение культа личности И. Сталина способствовало созданию более свободной духовной атмосферы. Началось издание тысяч книг и брошюр по философии. Углублялось познание целого ряда важных философских проблем. Заметно усилился исследовательский интерес к осмыслению таких понятий, как материя, движение, время, пространство. Появились значительные работы, раскрывающие историческую эволюцию сознания. Большой интерес вызвали такие вопросы, как теория познания, природа идеального, проблема деятельности и управления.

В 60-70-х г. в трудах советских философов - В. Штоффа, В. Швырева, Е. Мамчура, В. Степуна - весьма интенсивно разрабатывались проблемы методологии и логики научного познания. Известные философы - Б. Кедров, М. Розенталь, Э. Ильенков, Н. Лалин - продолжали работу над проблемами материалистической диалектики. Был восстановлен в правах закон отрицания. Но особенно много внимания вопросам диалектики было уделено в конце 70-80-х г., когда вышло несколько серий многотомных трудов, в которых комплексно исследовались законы, категории и принципы материалистической диалектики, процесс познания, диалектическая логика, диалектика живой и неживой природы.

Плодотворно разрабатывались проблемы человека и личности. В работах известных советских ученых В. Тугаринова, И. Кона, А. Леонтьева, Л. Буевой, И. Фролова были проведены глубокие исследования структуры личности, соотношения в ней социального и биологического, о путях и формах совершенствования личности.

С 1985 г. философия в СССР развивалась под знаком перестройки и ее поражения.

Для теоретической сферы перестройка и ее провал означали падение авторитета и влияние марксизма в советской философии. Марксизм утратил монопольное положение, уступив место другим философским течениям и школам. Существенно изменилась тематика философских исследований. Важное место среди них заняло осмысление явлений современной жизни. Появилось много публикаций о культе личности и тоталитарном обществе. Острые дискуссии разгораются о судьбах России и путях дальнейшего ее развития. Происходят существенные изменения в сфере военной теории: марксистско-ленинское учение о войне и армии уходит со сцены и его место занимает теория национальной безопасности.

Таким образом, отечественная философия возникла и развивалась как отражение исторических судеб и духовного опыта народа, специфически преломляя особенности его национального характера. Самобытными оригинальными идеями она внесла значительный вклад в развитие мировой философии и общечеловеческой культуры.

Выводы:

1. Русская философия - органическая часть мировой философии и культуры, которая обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, однако подход к ним, способы их осмысления носят глубоко национальный характер.

2. Основными особенностями русской философии является то, что она не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало), не космоцентрична (хотя в ней имеются и натурфилософские искания), но антропоцснтрична, историософична и привержена социальной проблематике.

4. Русская философия: традиции и особенности

3. Несмотря на то, что в русской философии можно выделить самые различные направления, ориентации и школы, в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему мы начинаем изучать историю русской философской мысли с периода Киевской Руси?

2. Какое влияние оказала христианская идеология на развитие философской мысли Киевской Руси?

3. Назовите характерные особенности философского мышления периода Киевской Руси.

4. В чем сущность противоборства нестяжателей и иосифлян?

5. Что характерно для философии русского Просветительства?

6. В чем сущность концепции «двух натур» и «трех миров» в философии Г.С. Сковороды?

7. В чем заключаются предпосылки появления славянофильства и западничества как течений общественной жизни в России?

8. Дайте характеристику основных идей русского космизма.

9. Назовите основные направления русской религиозной философии начала XX в., дайте их характеристику.

10. В чем заключается сущность философии всеединства?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: