Классический период русской философии

XIX век по праву называют «золотым веком» русской философиипо богатству ярких имен мысли­телей, содержательных учений, школ и идей. То была эпоха универсализма (многообразия) в истории русской философии. В центре внимания находились проблемы философии истории, на осмыслении которых в немалой степени формировалось на­циональное самосознание, обосновывалась русская идея. Фи­лософская мысль развивалась в значительной мере внутри ху­дожественной литературы.

Начало классического периода связано с творчеством ПЛ. Ча­адаева, а в художественной литературе – с А.С. Пушкиным. Ча­адаев одним из первых поднял вопрос об особенностях истори­ческого развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании. Вначале он высоко оценивал за­падную цивилизацию и ее достижения, с сожалением писал об отставании России от «общего движения»: «Мы живем без про­шедшего и без будущего, среди плоского застоя». Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социаль­ном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность част­ных интересов, жизнь по расчету. Выделяя достоинства рус­ского народа (совестливость, солидарность, открытость и щедрость души), философ размышлял об особой роли России в мире. По его убеждению, эта роль должна состоять в том, что­бы разрешить наиболее сложные проблемы человечества, «дать миру какой-нибудь важный урок».

Размышления Чаадаева об исторической судьбе России дали толчок крупному расколу в русской общественной мысли XIX века и возникновению в ней двух противоположных тече­ний – западничества и славянофильства. Основным предме­том их спора стали тема места России в мировой истории, со­циального идеала россиян и путей движения к нему, тема соотношения национального и общечеловеческого.

Славянофилам (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, братья Аксаковы и др.) была присуща острая критика западной цивилизации как якобы «безбожной», где все про­дается и все покупается. Они ориентировались на православие, которое рассматривалось ими в качестве духовной основы русской нации. Славянофилы хотели, по выражению русского философа В.С.Соловьева, «России Христа», т.е. развития общества на основе религиозных ценностей. По их убеждению, формой государственного устройства в России должна быть монархия, как наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа. Социальной же основой общества призвана стать патриархальная семья. В славянофильстве идеали­зировалась допетровская Русь, где традиции и мораль народа еще не были разрушены «тлетворным» и «разрушительным» влиянием западной культуры.

Славянофилы подчеркивали также идею соборности, которая рассматривалась ими как выражение коллекти­вистского духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. С точки зрения славянофилов, русский народ особый народ («народ-богоносец», по определению Ф.М.Дос­тоевского ), призванный к высокой роли в мире. В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трех прин­ципах: православие, самодержавие и народность. Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл и развитие, сохранив самобытность страны. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям – религии и церкви, государству, своему народу.

Западники ( А.И. Герцен, ВТ. Белинский, Н.П. Огарев и др.) по-иному смотрели на тему прошлого, настоящего и буду­щего России. Они активно выступали за европеизацию страны, ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути. Их идеалами явля­лись гуманистические учения эпохи Возрождения и французс­кого Просвещения, передовые идеи в творчестве Гегеля и Фейер­баха. Они последовательно придерживались атеистических взглядов, видя в религии и церкви тормоз общественного прогрес­са. Западники давали высокую оценку человеческому разуму и науке, уважительно относились к правовым ценностям и нор­мам общества, положительно воспринимали реформы Петра Великого.

По убеждению западников, основной ценностью и целью общества должен быть индивид. Человек вправе быть свобод­ным от предрассудков обладать независимостью в обществе («не петь в общем хоре»). Европейскому человеку как идеалу западников присущи знания, он владеет своими страстями, способен покорять окружающую природу и преобразовывать общественные отношения. Западничество, таким образом, есть не только мировоззрение, но и установка на определенный (европейский) образ жизни.

Славянофильство и западничество являли собой противопо­ложные мировоззрения и модели развития русского общества. И славянофилы, и западники горячо любили Россию, искренне желали ей блага и процветания, хотя по-разному понимали пути к этому. Со временем эти течения прекратили свое сущест­вование, но проблема выбора Россией пути своего исторического развития сохранила свою актуальность, в том числе и для нашего времени.

Кроме названных выше в русской философии XIX века были
и иные идейные течения. Заметную роль среди них играл философскийматериализмН.Г. Чернышевского. Этот ученый и писатель – просветитёль внёс заметный вклад в фило­софское осмысление сущности и природы человека. Чернышевский подчеркивал, что человек представляет собой цельное существо и, являясь продуктом эволюции живой природы, должен исследоваться в первую очередь с позиций естествознания. Цель всех устремлений человека - в получёнии наслаждений, счастья. Полагая, что основным качеством (свойством) человека является эгоизм («Че­ловек любит прежде всего себя»), Чернышевский разработал теорию «разумного эгоизма». Русский ученый верил, что с по­мощью разума человек сможет приводить свои поступки в со­ответствие с интересами всего общества. Эта идея подробно раскрыта в его знаменитом романе «Что делать?» на образах русских революционеров.

Н.Г. Чернышевский активно развивал также теорию со­циальной философии. Он стремился вскрыть естественные предпосылки социально-классовой борьбы в обществе, видя их в глубоком различии потребностей и интересов людей. По его убеждению, в истории действует закон нарастания прогресса, где особую роль играет знание как основной двигатель про­грессивных изменений в обществе. Но решающей силой все же является революция как коренное преобразование общества.

Заметным явлением русской общественной мысли 60-70-х годов XIX века было народничество как политическое движе­ние и мировоззрение, в котором основной была идея крестьянс­кого социализма. В народничестве существовали три течения, представленные крупными мыслителями: анархистское, про­пагандистское и заговорщическое. МЛ. Бакунин развивал и про­поведовал идеи анархизма, в котором главным является тезис о необходимости решительной замены государства-угнетателя свободной и самоуправляемой ассоциацией трудящихся. П.Л. Лавров призывал постепенно готовить общество к ре­волюции с помощью активной пропаганды социалистичес­ких идей в народе, чем и должна заниматься интеллигенция («критически мыслящие личности»). П.Н. Ткачев был убеж­ден в необходимости немедленной революции с помощью бунта и террора, которые должны подготовить революционеры.

В середине 80-х годов народничество в силу ряда причин прекратило свое существование. Наиболее радикальные и обоснованные подходы к решению социального вопроса в России были предложены русским марксизмом.

Проникновение марксизма с Запада и его укоренение на рус­ской почве происходили по инициативе, прежде всего Г.В. Пле­ханова и его единомышленников. Русские марксисты видели в зарождающемся рабочем классе ту социальную силу, которая на деле способна осуществить социалистическую революцию.

Самой крупной и многогранной фигурой в русском марксиз­ме был В.И. Ленин – мыслитель и революционер, автор огром­ного теоретического наследия. Идея социалистической рево­люции является ключевой во всей его социальной философии, а все иные теоретические изыскания Ленина фактически под­чинены решению задачи построения в России социализма и коммунизма. Основные инструменты для глубоких социаль­но-экономических и иных преобразований в стране Ленин ви­дел в пролетарской идее и революционной воле. В целом обще­философские и социально-философские произведения Ленина («Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетра­ди», «Государство и революция») существенно дополнили и обо­гатили марксизм. «Философским завещанием» Ленина приня­то считать его небольшую статью «О значении воинствующего материализма» (1922), в которой он определил программу раз­вития философии в советском обществе, подчеркнул важность тесного союза философии и естествознания, просвещения тру­дящихся.

Универсализм русской философии XIX века проявил себя в наличии в ней и ряда иных течений. Как правило, они соци­ально окрашены, ориентированы на осмысление социальных проблем и исторического процесса.

К числу таких течений следует отнести философию права, в рамках которой развивалась идеология либерализма с его иде­ей незыблемости прав и свобод человека. Виднейшим предста­вителем этого течения был БЛ. Чичерин – философ, историк и правовед. В своих произведениях он подчеркивал, что чело­век богоподобен, а его основными качествами являются досто­инство и свобода. Личность с ее неотчуждаемыми правами и свободами представляет собой «корень и определяющее нача­ло» всех общественных отношений и институтов. Государство призвано существовать лишь для того, чтобы выражать общие интересы, издавать законы и следить за их соблюдением. Каж­дый человек свободен, однако эта свобода должна иметь гра­ницы в виде законных интересов другого человека. В право­вом обществе должна существовать не только свобода человека, но и его ответственность за собственные поступки.

Во второй половине прошлого века большое распростране­ние получила русская философия истории. В ней рассматри­вались движущие силы и логика развития, как мировой, так и отечественной истории. Один из представителей этого течения, НЛ. Данилевский, в книге «Россия и Европа» разработал тео­рию обособленных «культурно-исторических типов» (цивили­заций), которые находятся в постоянной борьбе друг с другом и внешней средой. Самым перспективным Данилевский счи­тал славянский тип цивилизации, который, по убеждению уче­ного, наиболее полно представлен в русском народе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: