В этой философии осмыслены такие проблемы, как природа человека, его свобода, смерть и бессмертие, гуманизм и его кризис, смысл человеческой истории, ряд социальных вопросов.
Центральной фигурой в русской религиозной философии XIX века является В.С. Соловьев – сын известного русского историка, философ, поэт и публицист.
Целью истории, по мнению Соловьева, являются соединение человека с Богом и становление богочеловечества. Символ этого единения – фигура Иисуса Христа, сына Божьего в образе человека. В истории происходит одухотворение – приобщение к божественному началу, нарастание меры любви и добра в обществе. Идеалом общественного устройства Соловьев считал свободную теократию как единство всемирной церкви и монархии. Философ верил, что в ней будут реализованы идеалы добра и красоты, справедливости и мира, произойдет соединение власти светской и духовной.
В.С. Соловьев подчеркивал мысль о свободе и бессмертии человека его высоком космическом призвании. По убеждению философа, человек своей деятельностью призван соединять и «небо» и «землю», все части мира в единое и гармоничное целое. Человек – это богочелове к, т.е. всемогущее существо. Мировая гармония возможна лишь с помощью любви, взаимного стремления всех живых существ друг к другу, людей – к Богу. Человеку свыше предназначено собирать всех живых тварей воедино и созидать цельный и стройный мир. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а через веру, любовь и согласие, милосердие ко всему живому, как это делал когда-то Иисус Христос. Творение добра должно стать общим делом, проявлением подлинной соборности православных людей.
|
|
Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии былафигура Н.А. Бердяева. Его труды («Философия свободы», «Философия свободного духа», «Смысл творчества») оставили заметный след в истории мировой философской мысли. Как и многие видные представители русской интеллигенции, не принявшие Советскую власть, Бердяев был в 1922 году выслан за рубеж, где и прошла его дальнейшая жизнь. Философия Бердяева, по его словам, антропологична, будучи обращена к проблемам духа и духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека, а себя философ часто называл «очень русским философом», подчеркивая, что он - «дитя Достоевского».
Одним из важнейших в философии Бердяева является понятие творчества, которое раскрывает фундаментальное свойство человека – способность к активной созидательной деятельности в окружающем мире. Творчество проистекает из недр духовности человека, это его ответ на призыв к нему Бога. Соответственно свобода человека также исходит изнутри, от его духовности, а не даруется извне. Человек призван осуществить, по словам Бердяева, «восьмой день творения». «Поступай так, – писал философ, – как будто бы ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле...» Определяя человека как носителя творческой энергии и свободы, Бердяев тем самым как бы оправдывал человека. Он подчеркивал его особое призвание – участвовать в процессах дальнейшего творения мира и его совершенствования. «Человек живет, духотворит природу своей творческой свободой и мертвит, сковывает ее своим рабством и падением в материальную необходимость». Сохранение мира от смертоносной власти времени, защита от зла – в этом и должен состоять подлинный смысл жизни человека, цели и содержания его деятельности.
|
|
К числу самых лучших моментов философии Бердяева относится также характеристика им XX столетия. Русский мыслитель расценивал это время как античеловеческую эпоху, поскольку в ней происходят «эрозия гуманизма» и «истребление духовности». В этом веке был создан огромный технический мир, и человек становится космиургом – мощной космической силой с колоссальным потенциалом энергии. Однако техника разрушает человека, опустошает его душевный и эмоциональный мир, уничтожает индивидуальность. К сожалению, в наше время вещь нередко становится ценнее человека, вытесняет высокую культуру. Размышляя об этом, Бердяев замечал, что вполне может наступить такой момент, когда человека уже не будет, он просто перестанет существовать в качестве человека.