Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития.Педагогикаизучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Развитие - целенаправленный процесс количественных, качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня ее развитости.

Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию.

Факторы, влияющие на развитие личности:

· среда;

· наследственность;

· деятельность;

· воспитание.

Среда – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.

Среда бывает 3 видов:

- биологическая (климат);

- социальная (общество);

-педагогическая (учителя, семья, коллектив).

Среда как фактор развития личности имеет существен­ное значение: она предоставляет ребенку возможность ви­деть социальные явления с разных сторон. Ее влияние но­сит, как правило, стихийный, мало поддающийся педаго­гическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Всякое стремление взрослых оградить от со­циальной среды (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов позна­ния и др.), чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. Среда может сдерживать развитие, а может и акти­визировать его, но быть безучастной к развитию не может.Отношения со средой, в которые вступает ребенок, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется.

Наследственность – психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям (задатки, морфологические признаки, темперамент, характер, способности).Человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности.

Воспитание – целенаправленный специальноорганизованный процесс формирования личности.

Особенности воспитания как фактора развития личности:

- всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер;

- соответствует социально-куль­турным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие;

- воспитательный процесс строится по определенной системе.Единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: