Основные виды правотворчества

 

Видами правотворческой деятельностиявляются:

- непосредственное правотворчество народа в виде референдума по проекту закона, то есть всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, сконцентрированным в будущих юридических актах государства. Принятые таким образом нормативные акты (преимущественно, конституции и законы) обладают высшей юридической силой и не нуждаются в каком-либо дополнительном утверждении помимо постановления избирательной комиссии об итогах референдума и признании его результатов;

- правотворчество государственных органов является основной разновидностью деятельности, по результатам которой формируется система законодательства. Их полномочия определяют и юридическую силу принимаемых нормативных актов и правовую среду действия (во времени, в пространстве и по кругу лиц);

- правотворчество органов местного самоуправления, т.е. системы создаваемых гражданами органов, самостоятельно и с привлечением населения решающих вопросы местного значения. Представительные органы и должностные лица муниципальных образований могут быть наделены законом отдельными государственными полномочиями, в том числе и в сфере принятия нормативных правовых актов;

- делегированное правотворчество представляет собой деятельность государственных органов, должностных лиц и определенных негосударственных организаций и учреждений, связанная с принятием нормативных актов на основе передачи им соответствующего права прямо уполномоченных на такую деятельность органов и лиц. Чаще всего наблюдается практика делегированного законотворчества, когда иным государственным органам передается право на принятие закона или акта, его заменяющего. Связана подобная практика с возрастающей ролью исполнительной власти, которой требуется оперативный простор и незамедлительность в осуществлении своих функций. При прямом делегировании законодательных полномочий парламента глава государства или правительство получают право на издание законов (Франция, Казахстан, Туркмения). В случае косвенного делегирования правительство полномочно принимать исполнительные акты по вопросам, которые являются исключительной прерогативой парламента (Великобритания);

- договорное правотворчество заключает в себе процесс заключения нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания. Такие соглашения возможны между различными субъектами права как на уровне межгосударственных отношений, так и на внутригосударственном уровне – федеральном, региональном или местном;

- санкционированное правотворчество представляет собой нормотворческую деятельность общественных организаций, получающих на это право государственное разрешение. Подобный видхарактерен чаще всего для недемократических режимов государственной власти, где нередко высшие органы правящей партии или определенных общественных объединений, находящихся под контролем государства (молодежные или профсоюзные организации), принимали акты, имевшие нормативную юридическую силу (в СССР, в частности, таковыми были решения съездов, ЦК или Политбюро КПСС, руководства ВЛКСМ, решения ВЦСПС в сфере трудовых отношений).

В государствах с тоталитарным или теократическим режимом, где вся власть сосредотачивается в руках правителя, правотворческие полномочия также становятся его прерогативой, которая распространяется на все виды правотворческой деятельности, осуществляемой фактически без делегирования и какого-либо поручения (хотя иногда видимость законности узурпации власти и соблюдается формально).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: