Третье. Преодоление психологических барьеров

Инструменты ТРИЗ помогли выйти за рамки стандартных решений. Профессионализм и многолетний опыт, который помогает отлично справляться с ежедневными задачами, имеет обратную сторону – когда профессионалу необходимо найти новое, нестандартное решение, мозг, не находя готового ответа из опыта, скатывается к имеющимся формулам и стереотипным решениям.

 

Для решения этой проблемы был применен такой инструмент как поиск экспертами задач-аналогов, специально разрабатываемых для игровых сессий. Задача-аналог - это задача, имеющая ту же исходную формулу, но описывающая совершенно отличные внешние условия происходящего. Вместо профессионального словесного штампа «неблагонадёжные клиенты угрожают банку» мы говорим команде: «Средневековая дама мучается от вшей, вши постоянно попадают на одежду, и обычные способы, такие как стирка, мало помогают. Как помочь даме?». Это выталкивает участников за рамки обыденного, снимает психологические установки, заставляет мыслить иначе.

 

Вторым аспектом, связанным с психологическими особенностями работы нашего мозга, является функциональная фиксируемость. Этим термином в психологии называется явление, когда решая сложную задачу, мы хватаемся за первое найденное решение, принимаем его за единственное. В банке, как очень структурированной и формальной структуре, подверженность влиянию документированных и "проверенных" решений, подобная фиксация очень высока и закреплена в руководящих документах.

 

В этом случае нужно идти по шагам, в частности, идти по шагам алгоритма, применимого к данной задаче. И только после прохождения всех шагов, их верификации, можно высказывать идеи. Во время воркшопа в банке, было сформулировано несколько десятков идей, из которых были отобраны порядка десяти, попавших в список на верификацию и возможное внедрение.

 

Четвёртое. Создание безопасной креативной среды.

Новое – это по определению риск, ведь пока еще нет опыта применения этого решения. Это особенно важно осознавать, когда мы говорим о поиске новых идей внутри корпорации. Предложивший новую идею, автоматически оказывается в слабой позиции – он встает в полный рост под «обстрел» критики коллег. Они из безопасной позиции своего опыта начинают задавать уточняющие вопросы, ответить на которые иногда невозможно прежде, чем попробуешь сделать. Обнажая границы своей компетенции, новатор должен отстоять, защитить идею, последствия которой он не может знать наверняка. Поэтому порою объективно проще отбросить смелую и неординарную идею, даже не озвучивая её.

 

Для снижения этого риска должны использоваться инструменты, которые стимулируют участников группы высказываться смело, предлагая самые неожиданные и, на первый взгляд, неприменимые к внедрению решения. Благодаря этому в группе создаётся атмосфера комфортного изобретательного творчества. Участники воркшопа банка особо указали, что атмосфера непринуждённого, комфортного дружелюбного совместного поиска идей наибольшим образом способствовала нахождению сильных решений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: