Основные виды и формы костюма. Многочисленные письменные источники (например, эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата») рассказывают

Многочисленные письменные источники (например, эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата») рассказывают, что в самом начале новой эры в Индии носили несшитую одежду – это наиболее архаичная форма одежды. И мужчины, и женщины драпировали вокруг тела длинную полоску ткани, а сверху набрасывали покрывало. Строго соблюдалось лишь одно правило: ноги должны были быть закрыты. Только с 4 века н.э. постепенно появляются элементы отличия в мужской и женской одежде – формируются определенные правила ношения сари и дхоти.

Дхоти – традиционная несшитая мужская одежда, которая появилась еще в протоиндийской цивилизации. В мужском гардеробе также может присутствовать сшитая одежда - штаны пайджама. В панджабе зафиксированы две основные разновидности этой одежды; свободные широкие шальвары того же типа, что у женщин, они называются сутхна и более распространённые – узкие чуридара (от чури – браслет). Чуридара кроятся вместе с верхом, между ними вшивается клин, обычно в виде ромба. Выше колен штанины лежат свободно, голени обтянуты, причём из-за того, что штанины от колен до лодыжек кроятся более длинными, чем длина голени, они собираются у лодыжек в горизонтальные складки, напоминающие браслет, откуда и произошло название этой одежды. Наиболее распространённая одежда для верхней части тела – курта – свободная рубаха, которую носят навыпуск. Стан прямой, цельнокроеный, с вставленными боковыми клиньями, рукава длинные, пришивные. Как правило, воротник отсутствует, вырез вертикальный, часто с застёжкой на планке. Рубаху такого типа, с небольшими вариациями, можно встретить по всей Индии. Часто встречаемой верхней одеждой является ачкан – подобие длинного, до колен, скроенного по фигуре жакета; он застёгивается на длинный ряд пуговиц, который тянется от закрытого ворота до талии; с боков иногда бывают разрезы, вокруг ворота – небольшая стойка.

Традиционный вид женской индийской одежды – сари. Сари – это одежда несшитая, по сути кусок ткани, длина его может варьироваться от 4 до 10 м. Исключительная универсальность объясняет многовековую жизнь этой замечательной одежды, которая стала символом индийской женщины. Драпировка сари всегда продумана. Длинные вертикальные складки ткани придают стройность силуэту, извилистые линии естественно повторяют форму бедер и плеч. Женская фигура и ткань составляют единое целое. Сари отличаются не только по размерам, но и по вариантам оформления, манере драпировки. Большинство тканей закладывается в складки у талии и затем заматывается вокруг тела, образуя юбку или пару штанов. Оставшийся кусок ткани (несколько метров) тянется вдоль туловища, покрывая своим концом или плечо или, иногда, голову обладательницы.

Одной из характеристик сари является его структура. Сари состоит из трех отрезков: длинный край, окантовка (бордюр), свободный конец края «паллу» и самый длинный отрезок – поле ткани. Традиционно, по каждому отрезку можно определить социальный и семейный статус женщины, ее религиозную принадлежность. Размер и обработка сари выражает материальное благосостояние владелицы, поскольку прибавление дополнительной орнаментации занимает у ткача больше времени и соответственно цена возрастает. Особенно тщательно декорирован свободный край сари, лежащий на плече - «паллу». Большая часть сари - его основа, «поле», она же составляет складки, «веер» и как бы «вторую юбку» поверх нижней. Обычно сари дополняется небольшой кофточкой, которую называют чоли, она открывает спину и живот, рукава короткие или три-четверти.

Помимо сари в Индии также распространен такой вариант костюма как шальвар-камис. Широкие штаны шальвары, являющиеся модификацией одноимённых турецких штанов, теперь, как правило, не собираются на вздержку у щиколоток, а свободно спадают вниз. Плечевая часть костюма представлена длинной рубахой – камис. Камис сильно отличается и от мужской курты и от европейской рубашки. В мусульманский период камис была значительно более широкой и свободной, почти не отличалась от мужской курты. Длина камис может варьироваться от середины бедра до середины голени. Третьей обязательной частью женского костюма является шарф или покрывало, для обозначения которого имеется множество различных терминов, например, лача, чуни, дупатта.

Другой традиционный женский костюм - ленга. Это один из любимых нарядов жительниц северо-западной Индии. Индианки предпочитают надевать его по особо торжественным случаям. Часто такой костюм можно увидеть на свадьбах и других праздниках. Ленга представляет собой длинную юбку (ленгу), одеваемую либо с короткой блузой – чоли, либо с более длинной (обычно до колен) куртой. Юбка ленга, как правило, – широкая юбка-«солнце», обычно с широкой вставкой-«кокеткой». Как и шальвар камис, ленга обязательно включает дупатту – изящную накидку в виде шарфика. Такой вариант костюма более близок к сари по своим очертаниям, но он также является примером сшитой одежды, что противоречит ортодоксальным индусским традициям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: