Традиционный костюм Японии

Япония – страна с древнейшей культурой. Японский традиционный костюм формировался подобно всем другим видам искусства – архитектуре, каллиграфии, литературе и т.д.: от примитивных форм через прямое заимствование чужеземных (корейских и китайских) образцов к синтезу и созданию собственных уникальных композиций. Если историю европейского костюма можно отобразить чередой сменяющих друг друга силуэтов и различный конструктивных решений, то история японского костюма – это скорее круговорот узоров и оттенков цвета, заключенных в одну неизменную форму.

Ткани, цвет, орнамент.

Традиционно в Японии производились самые разные ткани, шелковые, льняные, ткани из конопли и крапивы и др., использовались разные техники декора – роспись, техника набойки, аппликация, вышивка (помимо глади применялся узелковый, стебельчатый, тамбурный шов).

В средневековой Японии широко внедряется хлопок, появляются и другие новшества, так, например, декор становится более разнообразным. Теперь его композиция часто строится по диагонали или в форме S и Z, что усиливает динамичность изображения. Одно из новшеств этого времени состоит в делении одежды на две части по вертикали так, чтобы и мотивы, и фон каждой половины были разными. Излюбленными мотивами являются цветы и листья, иногда расположенные в строгом порядке, а иногда рассыпанные по ткани в мнимом беспорядке. В японском текстиле встречаются не только изображения растений, животных, птиц, рыб, но и изображения предметов, символизирующих добрые предзнаменования (они отличаются от соответствующих китайских). Так, например, знак Y со своими штрихами, одинаковыми, точно три когтя дракона, обозначает силу и ловкость; мотив, напоминающий пчелиные соты, является изображением черепашьего панциря и символизирует долголетие и др. Орнамент некоторых придворных костюмов состоит из гербов владельцев, размещенных в геометрическом порядке. Японские геральдические знаки, отличающиеся большой сдержанностью узора, представляют не меньший декоративный интерес, чем европейские.

В древности цветовые соотношения в костюме регулировались 200 законами. И хотя с течением веков правила этикета упростились, по-прежнему значимой оставалась связь цвета и рисунка с местом и событием, и особенно со временем года, этому уделяли особенно пристальное внимание. Так, например, изображение хризантемы символизировало осень, хвойных веток – зиму, цветов сливы – конец зимы, пион и сакура – весну, лотос – лето и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: