Аксессуары, прически, визуальная стилистика. В Китае носили различные виды обуви, так, например, среди сельского населения распространено ношение легкой плетеной обуви (типа сандалий) – соломенной или

В Китае носили различные виды обуви, так, например, среди сельского населения распространено ношение легкой плетеной обуви (типа сандалий) – соломенной или веревочной, пеньковой, с небольшим коротким носком и невысоким задником. Наиболее характерной обувью для всего Китая в традиционном комплексе одежды являлись легкие туфли бу се цза с матерчатым верхом и многослойной матерчатой или бумажной простеганной толстой подошвой. Богатые китайцы носили туфли с шелковым верхом, а женские туфли украшались вышивкой. В знак траура полагается надевать специально сшитые для такого случая матерчатые туфли с верхом из белой (цвет траура) ткани.

Во всех районах Китая, начиная с Х века, был распространен обычай бинтования женских ног. С помощью туго наложенных бинтов (позднее специальных колодок) женская ступня неузнаваемо деформировалась. Идеал – ступня менее 10 см. В поэзии такая ножка сравнивалась с цветком лотоса. Но в реальности же ноги были просто изуродованы, и женщины никогда и никому их не показывали, даже ночью китаянки одевали яркие искусно изукрашенные закрытые башмачки. Поэтому в женский гардероб входила множество пар миниатюрных остроносых туфелек. Декору женской обуви уделяли самое пристальное внимание.

Наиболее важными аксессуарами в мужском костюме были шапка и пояс – гуань и дай. Выражение «гуаньдай» в китайском языке означало мужчину и было синонимично понятию «карьера». Форма официального головного убора менялась стечением времени, постоянным оставалось лишь его значение. Например, в Средние века знатные мужчины носили шапку ступенчатой формы с высокой задней частью, двумя спадающими на спину завязками и закрепленными на жестком каркасе упругими «крылышками». В муньчжурский период официальный головной убор знати имел вид конической шапки с матерчатой или меховой опушкой и круглым навершием – бусиной из драгоценного металла или камня, который указывал на ранг владельца. Большое значение в мужском костюме также играл пояс, он не только богато декорировался, но часто к нему привешивали необходимые предметы, например, огниво, шелковые кисеты, веера, дощечки для записи указов императора и др.

Излюбленным аксессуаром китаянок был веер. Веер появился в Китае, и уже оттуда распространился в соседние Корею и Японию, а позже в Европу. Сначала появился веер в форме листа и круга, затем возникает складной веер. Веера украшались вышивкой, аппликацией, росписью и т.д.

Украшения были чрезвычайно разнообразны. Их изготавливали из серебра, золота, меди, бронзы, жести, различных сплавов металлов. Для отделки украшений использовались эмаль, инкрустация, причем могли использоваться как драгоценные камни, например, жемчуг, так и полудрагоценные, особенно ценился нефрит, использовали также стеклянные бусины, бисер, ярко бирюзовые перья зимородка. Возникшее в древности, ювелирное искусство в Китае знало такие приемы, как чеканка, гравировка, инкрустация, резьба по кости и другим материалам.

В женском костюме украшений было больше, чем в мужском. Женщины носили серьги, кольца, браслеты, поясные украшения (пряжки коуцзы, подвески сюаньцзы), но наибольший интерес представляют головные украшения. Шпильки и булавки могут быть узкими и широкими, плоскими и округлыми, прямыми и причудливо изогнутыми. Для больших и длинных нарядных булавок, шпилек, характерны художественно выполненные навершия различной формы. Налобные украшения делались из различных материалов, в виде металлических диадем, вышитых лент из ткани, имели разнообразные формы. Часто прическу украшали цветами, для изготовления которых использовали рисовую бумагу, ткани (шелк, бархат, хлопчатобумажную ткань). Цветы могли комбинироваться с какими-либо другими предметами, например, бабочками. Бабочек изготавливали из рисовой бумаги, из папье-маше и других материалов. Туловище, крылья, глаза бабочек раскрашивались в яркие цвета. Такие украшения были прекрасным дополнением к изящным женским прическам. Основа женских причесок – узел, пучок, часто прическа имела несколько проборов, валиков, петель. Мужские же прически делались из длинных или полудлинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени.

 

Контрольные вопросы:

1) Назовите основные типы костюма в Китае.

2) Опишите женские прически и варианты головных украшений.

3) Охарактеризуйте символику изображений в традиционном китайском текстиле.

4) Что такое туань?

5) Опишите китайскую женскую обувь.

6) Назовите самый важный аксессуар в китайском мужском костюме.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: