double arrow

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ РЕБЕНКА.


1

Л.А. ГУТЕРМАН

 

 

«Оценка уровня физического развития детей и подростков».

 

Учебно-методическое пособие

 

 

2009 год.

 

Рецензенты:

зав. кафедрой анатомии и физиологии детей и подростков Педагогического института ЮФУ д.б.н., профессор Менджерицкий А.М.

ст.науч.сотр. Института Валеологии ЮФУ к.б.н., Воронова Н.В.

 

Гутерман Л. А.

«Оценка уровня физического развития детей и подростков». Учебно-методическое пособие - Ростов-на-Дону, 2009. - 14с.

 

Учебно-методическое пособие содержит систематизированный материал в рамках программы учебного курса «Возрастная анатомия и физиология детей и подростков». Предназначено для изучения предмета в границах, определенных ГОС по специальности «Логопедия» и программой обучения студентов ПИ ЮФУ.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Анатомия, физиология и гигиен детей и подростков» предназначено для студентов университетов, обучающихся по программе подготовки логопедов и дефектологов и составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта. Задача объединенного курса «Анатомия, физиология и гигиена детей и подростков» состоит в том, чтобы вооружить студентов, будущих специалистов, деятельность которых будет направлена на коррекцию, обучение и воспитание детей и подростков современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма, знаниями. Добиться успеха в решении этих задач можно только при условии правильной организации учебно-воспитательной работы с детьми, начиная с их раннего возраста. А это, в свою очередь, требует обязательного знания объекта воспитания: знания анатомо-физиологических особенностей ребенка, особенностей полового развития подростков, об адекватности физических и психических нагрузок функциональным возможностям организма ребенка, о функциональных нарушениях у детей и подростков и их коррекции, гигиены детей и подростков.




 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ РЕБЕНКА.

Физическое развитие детей и подростков-непрерывный процесс. Под физическим развитием понимается комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил.

На каждом возрастном этапе он характеризуется определеннымкомплексом связанных между собой и с внешней средой ( при руководящей роли ЦНС ) морфофункциональных свойств организма и обусловленным этими свойствами запасом физических возможностей. Для взрослых людей уровень физического развития служит показателем здоровья человека, для детского организма это еще и критерий правильности их роста и развития.



Морфофункциональные свойства определяют длину и массу тела, его поверхность и форму, соотношение трех основных размеров тела (длина, масса и окружность грудной клетки). Характеристика физического развития ребенка на каждом этапе онтогенеза включает три составляющих:

Уровень физического развития, который устанавливается на основании абсолютных величин размеров тела;

соматический тип - соотношение трех основных размеров тела, приближенно отражающих развитие сомы - скелета, мускулатуры и жироотложения;

интенсивность нарастания тотальных размеров тела.

Все составляющие физического развития и множество признаков, в них входящих, оцениваемые количественно и качественно, отражают фазность развития организма и на каждом этапе онтогенеза ребенка характеризуют его морфофункциональную зрелость. Опираясь на возрастно-половые стандарты и критерии физического развития, представляется возможным установить по индивидуальным соматометрическим и соматоскопическим признакам биологический возраст ребенка, тождественность этого возраста календарному (паспортному), опережение последнего или, наоборот, отставание в развитии. Соматометрическая незрелость сочетается с незрелостью по психофизиологическим и функциональным параметрам.

 

Основными методами исследования физического развития являются:

соматоскопия- наружный осмотр, который позволяет определить ряд описательных признаков в состоянии скелета, мускулатуры, развития жирового слоя, аномалий в развитии, описание формы грудной клетки, осанки, стопы-органа опоры и передвижения;

антропометрия - определение длины отдельных частей тела, диаметров, окружностей и веса тела;

физиометрия - измерение функциональных показателей организма с использованием специальных приборов.

 

СОМАТОСКОПИЯ.

Обследование начинается с визуального осмотра. Проводящий обследование должен находиться между источником света и обследуемым, который должен стоять в свободной позе на расстоянии 2-3 шагов от него. Осмотр проводится спереди, сзади и в профиль.

Начинают с оценки осанки - привычная позанепринужденно стоящего человека. Осанка зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры тела. Хорошая оценка имеет не только эстетическое значение, но и создает условия для оптимальной работы внутренних органов: легких, сердца, органов брюшной полости. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную.

При визуальном наблюдении правильная осанка характеризуется следующим:

- ось тела и головы должны быть расположены на одной вертикали, перпендикулярно поверхности опоры;

- симметричным расположением лопаток и плеч;

- симметричным расположением углов лопатки, подвздошных гребней, ягодичных складок, треугольников талии;

- умеренно выраженными изгибами позвоночника;

- одинаковой длиной нижних канечностей.

Плечевой пояс оценивается по следующим параметрам:

находятся ли плечи на одном уровне, одинакова ли ширина правого и левого плеча.

Для вычисление плечевого показателя измеряют расстояние между акромиальными точками - ширина плеч, на задней поверхности туловища - плечевая дуга:

ширина плеч

плечевой показатель = -------------------- х 100%.

плечевая дуга

Если плечевой показатель 80% и меньше - это указывает на наличие сутулости, если больше 85% - на наличие хорошей осанки.

Позвоночный столб человека является осевой частью, стержнем скелета. В нем различают следующие отделы: шейный - 7 позвонков, грудной - 12 позвонков, поясничный - 5 позвонков и копчиковый - 4-5 позвонков. Кривизна позвоночника, являющаяся его характерной особенностью, формируется в процессе индивидуального развития ребенка. Формирующиеся изгибы позвоночника, которых в норме четыре: шейный и поясничный лордозы (выпуклости вперед), грудной и крестцово-копчиковый (выпуклости назад). Изгибы позвоночного столба составляют специфическую особенность человека, возникшие в связи с прямохождением и выполняют рессорную функцию, уменьшая сотрясение при ходьбе, беге, прыжках.

В норме линия спины имеет изогнутую форму и глубина изгибов не превышает 3-4 см. Изменения осанки связано с нарушением правильного сочетания выраженности физиологических изгибов позвоночника.

Плоская спина - уменьшены все физиологические изгибы позвоночника и уменьшен угол наклона таза (выпрямленная осанка). При этом страдает рессорная функция позвоночника. Плоская спина часто сопровождается боковыми искривлениями позвоночника - скалиозами.

Круглая спина - представляет собой усиление обоих изгибов (кифотическая осанка). При такой осанке голова выдвинута вперед и вниз, плечи опущены, живот выпячен.

При сутулой осанке увеличина глубина шейного и уменьшена глубина поясничного изгиба, голова наклонена вперед, плечи опущены

Кругловогнутая спина - характеризуется одновременным усилением грудного кифоза и поясничного лордоза. При такой осанке отмечается круглая спина и торчащий живот (лордотическая осанка). При этом отмечается уменьшение шейного изгиба, живот выпячен, верхняя часть туловища откинута назад.

Имеют место и боковые искревления позвоночника - простые и сложные скалиозы. Простые скалиозы имеют одну дугу искревления. В зависимости от того куда смотрит дуга искривления различают право- или левосторонние скалиозы. Сложные скалиозы имеют противоискревления. Чаще встречаются S-образные скалиозы.

Асимметрия плеч и боковые искревления ведут к нарушению пропорциональности треугольников талии. Треугольники талии - это пространство, находящееся между локтевым суставом свободно свисающей руки и талией.

Форма ног. Ноги считаются прямыми, если при стойке «смирно» происходит смыкание бедер, коленей и пяток с небольшим просветом ниже коленей и над внутренними лодыжками.

О-образная форма ног - при сомкнутых пятках колени не сходятся.

Х-образная форма ног, когда колени сходятся, а пятки нет.

Стопа - является органом опоры и передвижения. Различают нормальную, уплощенную и плоскую стопу.

Для исследования стопы на плоскостопие пользуются методом плантографии, который заключается в получении оттиска с подошвенной поверхности стопы с последующими измерениями отдельных элементов отпечатка и математическими вычислениями. Для этого белый лист бумаги смазывают 10% раствором танина, а подошвы обследуемого 10% раствором хлористого железа, после чего ему предлагают вставать на бумагу в естественной позе. После этого обследуемый снимает обе ноги с бумаги одновременно.

Чтобы определить форму стопы проводят прямую АВ, соединяющую выпуклые точки внутренней стороны стопы и СD, соединяющую основание второго пальца и середину пятки.Затем отрезок АВ делят пополам и из точки E опускают перпендикуляр на отрезок CD, который пересекает отпечаток стопы в точках К. Отрезок СЕ равен ширине всей стопы, CD - ширина свода стопы. Определяют, какой процент составляет опорная часть стопы (СЕ) от всей ширины стопы по формуле:

 

 

 

DE

----------- х 100 % = от 0 до 55% - нормальная сводчатая стопа

CE

 

DE

----------- х 100 % = от 56 до 74% - уплощенная стопа

CE

 

DE

----------- х 100 % = от 75 до 100% - плоская стопа

CE

Диагностику функционального состояния свода стопы определяют следующим образом: обследуемый стоит обеими ногами в обычной позе и в таком положении испытатель обводит только одну его стопу, после чего испытуемого просят, не сходя с места, поднять одну ногу и повторно обводят стопу. Таким образом, получается « отпечатка стопы. Если свод стопы выполняет свою функцию, то второй отпечаток либо совпадает с первым, либо будет меньше первого. Если второй отпечаток больше первого, то свод стопы не выполняет своих функций.

Поперечное плоскостопие характеризуется ощущением или даже полным исчезновением поперечного свода стопы.

Для диагностики поперечного плоскостопия на отпечатке стопы измеряют на отпечатке стопы большую ширину, т.е. АК, соединяющую края стопы между 1 5 плюсневыми костями. Эта величина в норме не должна превышать 40.5% от длины стопы МГ. При поперечном плоскотопии эта величина достигает 42%.

Профилактика нарушения осанки должна начинаться с самого рождения ребенка. В первые месяцы жизни ребенка она заключается в правильной организации постели ребенка, которая исключает мягкий матрац и высокую подушку. На 2-3 месяце жизни ребенка необходимо делать массаж спины, укрепляющий мыщцы поддерживающие позвоночник. Детей более старшего возраста следует приучать правильно сидеть за столом, носить портфель попеременно то в правой, то в левой руке, рекомендуются ежедневные занятия, укрепляющие мускулатуру спины. Важной мерой профилактики нарушения осанки у детей младшего школьного возраста является правильная организация рабочего места ребенка.

 

1





Сейчас читают про: