double arrow

Определение функционального состояния дыхательной системы.

 

 

2.3. Д ыхательная система

Органы дыхания обеспечивают важнейшие для жизнедеятельности организма процессы — поступление кислорода в легкие при вдохе, газообмен в легких и выведе­ние из организма углекислоты и других веществ с выдыхаемым воздухом.

Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей, проводящих воздух, и легких. К дыхательным путям относятся: полость носа, а также гортань, тра­хея и бронхи.

В процессе легочной вентиляции непрерывно обновляется газовый состав аль­веолярного воздуха. Величина легочной вентиляции определяется глубиной дыхания, или дыхательным объемом, и частотой дыхательных движений. Для количественного описания легочной вентиляции общую емкость легких разделили на несколько компо­нентов или объемов.

Дыхательный объем объем воздуха, который вдыхает и выдыхает человек во время спокойного дыхания.

Резервный объем выдоха максимальный объем воздуха, который человек дополнительно может выдохнуть с уровня спокойного выдоха.

Резервный объем вдоха максимальный объем воздуха, который способен вдохнуть испытуемый после спокойного вдоха.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — включает в себя дыхательный объем, резервный объем вдоха и резервный объем выдоха

2.3.1. Измерение жизненной емкости легких

*Для сухого спирометра стрелку устанавливают на «О» измерительной шкалы. Взяв в рот мундштук, протертый предварительно спиртом, производят максимальный вдохи выдыхают воздух через спирометр.

Для водяного спирометра. Спирометр заполнить водой до нулевой отметки. Стрелку спирометра поставить в нулевое положение, для чего открыть пробку и опус­тить крышку спирометра. На свободный конец резиновой трубки надевают мундштук. Взяв в рот мундштук, протертый предварительно спиртом, пациенту предлагают сде­лать максимальный вдох, задержать дыхание, плотно обхватить мундштук губами и медленно выдохнуть в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Выдыхаемый воздух, заполняя внутренний цилиндр, поднимает его. На внутреннем цилиндре на­несены деления, по которым ведется отсчет количества выдыхаемого воздуха (в мил­лиметрах). После исследования открывают отверстие на крышке внутреннего цилинд­ра, закрытое резиновой пробкой, цилиндр опускается и воздух выходит.

Исследование повторяют три раза и определяют среднее значение.

Мундштук после каждого обследуемого следует дезинфицировать кипячением.

Оценка развития дыхательной системы по показателям вен­тиляционных объемов

Уровень развития дыхательной системы в онтогенезе по показателю ЖЕЛ у мужчин и женщин можно оценить пользуясь рисунками (Рис1и Рис. 2).

Рис. 1. Уровень развития дыхательной системы по показателю жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у мужчин разного возраста


Рис 2. Уровень развитияя дыхательной системы по показателю жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у женщин разного возраста

Изменение частоты дыхательных движении в онтогенезе показано на Рис. 3.

Рис. 3. Изменение частоты дыхания у детей


2.3.3. Определение должной жизненной емкости легких

Должная жизненная емкость легких (ДЖЕЛ) у детей может быть рассчитана по уравнениям регрессии (И.С.Ширяева, Б.А.Марков, 1973). У мальчиков:

а) при длине тела 1,0— 1,65 м:

ДЖЕЛ (л) = 4,53 х длина тела (м) - 3,9;

б) при длине тела свыше 1,65 м:

ДЖЕЛ (л) = 10,0 х длина тела (м) - 12,85 У девочек:

ДЖЕЛ (л) =3,75 х длина тела (м) -3,15. Для взрослых можно использовать следующие формулы Для мужчин:

ЖЕЛ = (длина тела (см)-100) / 15 Для женщин:

ЖЕЛ = (длина тела (см)-] 00) /20

Допустимое отклонение фактической ЖЕЛ от должной в норме не должно пре­вышать ±20 %.

Оценка общего уровня тренированности дыхательной систе­мы по показателям задержки дыхания (пробы Штанге и Генча)

Для оценки времени инспираторной задержки дыхания (проба Штанге) испы­туемый отдыхает 5 минут, затем делает глубокий вдох, глубокий выдох, вновь макси­мально глубокий вдох и задерживает дыхание на максимально возможное время. Нос должен быть зажат специальным зажимом или пальцами. Повторное определение мож­но проводить спустя 3-4 минуты.

Для оценки времени инспираторной задержки дыхания (проба Генчи) испы­туемый после последовательно выполняет глубокий вдох, глубокий выдох, глубокий вдох и максимально глубокий выдох, после чего задерживает дыхание.

Для оценки тренированности дыхательной системы сравнивают полученные в эксперименте величины времени задержки дыхания на вдохе и выдохе с оценочной шкалой (Таблица 19, Таблица 20):


Таблица 19

Функциональные пробы с задержкой дыхания у школьников:

Оценка состояния испытуемого Проба Штанге Время инспираторной задержки (с) Проба Генча Время экспираторной задержки (с)
хорошо >50 >40
удовлетворительно 40.49с 35-39
неудовлетворительно <39 <34

 

 

Таблица 20

Функциональные пробы с задержкой дыхания у взрослых:

 

Оценка состояния испытуемого Проба Штанге Время инспираторной задержки (с) Проба Генча Время экспираторной задержки (с)
отлично больше 60 больше 50
хорошо 40-60 30-50
удовлетворительно 30^0 20-30
неудовлетворител ьно меньше 30 меньше 20

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: