Развитие цветового зрения

 

Споcoбность «видеть» у новорожденного проявляется в том, что сначала ребенок различает контрасты: «яркое» и «темное». Затем он начинает замечать движение, после этого — очертания и форму. И самый последний этап развития — споcoбность различать цвета. Таким образом, споcoбность различать контрасты является самой ранней и наиболее примитивной формой зрительного восприятия.

Оказывается, что у человека обобщение и интерпретация того, что дают ему ощущения, связаны с деятельностью коры головного мозга. Способность узнавать и отличать один запах от другого была бы кортикальной функцией и результатом тренировки обоняния, но инстинктивная реакция на дурной запах является лишь тем реактивным ответом, который По-крайней мере приводит к тому, что человек отвернет свой нос от отвращения, а в худшем случае - к тошноте или рвоте. Это не кортикальные реакции, они возникают в структурах более древних и более примитивных областей, которые находятся в центральных отделах и наиболее тесно связаны общностью происхождения с мозгом наших эволюционных предков.

Цветное зрение связано с обеими областями деятельности мозга: как высшей, так и примитивной. Как было показано Беккером в 1953 году, когда он доказал, что сеть нервных волокон идет от центра в сетчатке к среднему мозгу(мезэнцефалон) и к гипофизарной системе.

Различение цвета, его идентификация, обозначение любая эстетическая реакция на него являются функциями головного мозга; следовательно, они в большей степени являются результатом развития и тренировки, чем инстинктивной и реактивной ответной реакцией. С другой стороны, оказывается, что рефлекторные и инстинктивные зрительные функции относятся к более примитивному среднему мозгу, определяющему способность различать контраст и влияющему неким образом, который еще не вполне раскрыт, на физические и гландулярные системы через гипофиз.

(Люшер М.,2005).

 

Возрастные особенности световой чувствительности и цветового зрения

Световая и цветовая чувствительность изменяется с возрастом. Цветоощущения есть уже у недоношенных детей. У них выявлено возбуждение как аппарата дневного, так и аппарата сумеречного зрения. Изменение световой чувствительности с возрастом в основном зависит от изменяющейся возбудимости зрительных нервных центров.

Световая чувствительность значительно увеличивается в возрасте от 4 до 20 лет и после 30 лет начинает снижаться. С возрастом изменяется критическая частота световых мельканий- наименьшее число перерывов света в 1 с, при которой наступает слияние мельканий; у детей 7-8 лет она составляет 25, у 9-10-летних – 30, в 12-14 лет – 40 -41 кол/с.

Вопрос о развитии цветоощущений до конца не выяснен. По данным некоторых исследователей, цветоощущение присуще уже новорожденным. Исследование условных рефлексов выявило возможность дифференцирования цветов при образования защитных мигательных и пищевых условных рефлексов на 3-м месяце жизни.

Показано, что грудные дети различают разные степени яркости цветов. В 3-летнем возрасте ребенок различает как абсолютную величину яркости цвета, так и соотношения яркости цветов. По мере созревания центральной нервной системы возрастает различительная цветовая чувствительность, резкое повышение которой отмечено в 10 – 12 лет. Различение цветов по цветовому тону, круто возрастая к 10 годам, продолжает увеличиваться до 30 лет, затем медленно снижается к старости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: