Следователь – организатор и руководитель расследования преступления

Характер расследования, прежде всего сложность, объективно предполагает его централизацию, единого организатора и руководителя. Таковым является следователь. Уголовно-процессуальный закон наделяет следователя правами руководителя расследования, предусматривает его персональную ответственность за ход и результаты расследования.

Предварительное следствие регламентируется единым уголовно-процессуальным
законодательством. Ему присущи единые закономерности, осуществляется оно на единых принципах. Вместе с тем, ведомственная принадлежность следователей (имеются в виду, прежде всего следователи МВД и иные) налагает определенный отпечаток на организацию расследования. Но в расследовании конкретного уголовного дела полновластным организатором согласно закону является следователь, независимо от его ведомственной принадлежности. Именно с таких позиций излагается материал настоящего раздела работы.

Организационная функция следователя включает практически всю организацию расследования преступле­ния: целеобразование, конкретизацию предмета доказы­вания, планирование расследования и иные элементы организации. Следователь во многих случаях проверяет информацию о совершении преступления, возбуждает Уголовное дело, организуя дальнейшее расследование.

Как организатор, руководитель и основной исполни­тель расследования следователь должен обладать определенными идейно-психологическими, профессиональными и личностными качествами. Современное уголовно- процессуальное законодательство в целом предоставляет следователю достаточные права для качественной орга­низации расследования. И если на практике организа­ция бывает далеко не всегда успешной, то причина тому в первую очередь – отсутствие у следователя необ­ходимых профессиональных и личностных качеств.

Следователь наделен правом решать дело по сущест­ву, т.е. отказывать в возбуждении уголовного дела, пре­кращать уголовное дело, направлять его прокурору для принятия дальнейшего решения. Все решения следова­тель принимает самостоятельно, в том числе и те, кото­рые затем санкционируются. Процессуаль­ная самостоятельность следователя – важнейший со­ставной элемент его деятельности. Под процессуальной самостоятельностью следователя понимается определяе­мая законом способность и возможность следователя са­мостоятельно, без вмешательства кого бы то ни было из­вне осуществлять свои права и выполнять обязанности, подчиняться только закону и предусмотренным законом должностным лицам.

 

 

Процессуальная самостоятельность следователя объ­ективно вытекает из сущности его производственной деятельности. Именно характер расследования, опреде­ленный поставленными государством стратегическими целями, условиями, средствами, социальная значимость регламентируемой процессуальным законом деятельно­сти определяет место и роль следователя, его полномо­чия, содержание правоотношений с другими участника­ми расследования.

Процессуальная самостоятельность следователя озна­чает свободу его действий в определенных законом пре­делах. Следователь не обладает процессуальной незави­симостью как суд в силу ряда объективных причин.

Для расследования характерна централизация, еди­ноличное исследование материалов, единоличное приня­тие решений, ограниченная гласность. Расследование – длительный, сложный процесс. Часть обстоятельств сле­дователь может исследовать опосредствованно. В связи с возможностью изменения и утраты доказательств и по иным причинам важную роль в расследовании играет фактор времени. Все это создает определенную слож­ность для соблюдения в расследовании всесторонности, объективности и полноты.

Процессуальное положение следователя предполагает наличие у него такого личностного качества, как самостоятельность. Согласование тактических и процессуальных решений с руководством, в том числе и с руководством органа дознания, возмож­но, а иногда нужно и полезно. Но это должно быть ис­ключением из правила.

Работу следователя несколько осложняет отсутствие в законе санкций за невыполнение или некачественное выполнение должностными лицами и гражданами по­становлении и распоряжений[33] следователя. Однако это должно побуждать его к более тщательному продумыва­нию и организационной обоснованности принимаемых решений.

Организация расследования преступлений – это обязанность следователя. Именно он, в силу объективных связей и взаимозависимостей, складывающихся в системе расследования, организует расследование и руководи им. Попытки возложить роль организатора на прокурора, начальника следственного подразделения или на­чальника органа внутренних дел бесплодны. Ибо названные лица могут организовать расследование преступления только выполняя функции следователя, т. е. лично расследуя преступление. Происходит так потому, что организация расследования, исходя из изложенного ранее ее содержания, очень тесно связана с содержанием следственных действий, является аспектом рассле­дования. Расследование производит следователь. Поэто­му и организовывать расследование может в основном только он. Другие лица могут участвовать в расследова­нии в пределах выполнения своих функций. Это поло­жение очень важно для практики. Каждый следователь должен понимать, что организация расследования – это, прежде всего, и в основном его личная обязанность, вы­полнение которой прямо влияет на качество и результа­ты расследования.

В расследовании работники органов дознания подчи­нены следователю процессуально, а значит, и фактиче­ски, ибо в контексте подчиненности в расследовании эти понятия практически однозначны. Подчиненность свя­зана с конкретным актом расследования, с выполнением определенных функций и заканчивается за пределами расследования. Как известно, в расследовании следова­тель может поручать работникам милиции выполнение следственных действий, т.е. функциональный принцип нарушается. Но это исключение, оно связано с необхо­димостью непрерывного расследования в определенный промежуток времени, обычно на начальном его этапе.

В соответствии с уголовно-процессуальным законом объем и характер взаимодействия с привлеченными к расследованию лицами, в первую очередь работниками дознания, устанавливает следователь, руководитель следственного аппарата; задание следователя (в форме постановления, поручения, указания) любому должностному лицу или гражданину обязательно. Разу­меется, абсолютно большая часть заданий следователя направлена на выполнение субъектом его функциональ­ных обязанностей в расследовании.





Подборка статей по вашей теме: