Глава 27. Организационно-управленческие основы расследования преступлений

_ 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее правовые основы

_ 2. Основы тактики взаимодействия следственных, оперативных органов

и криминалистических подразделений

_ 3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов

с общественностью при расследовании преступлений

_ 4. Основы криминалистической профилактики

_ 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее правовые основы

1. Социально-экономические преобразования в стране привели к значительному росту числа преступлений во всех сферах общественных отношений. Их большая социальная опасность, а также трудности, с которыми зачастую связано расследование многих преступных посягательств, настоятельно требуют объединить усилия следователей и оперативно-розыскных подразделений.

Правовая основа взаимодействия следователей с оперативными подразделениями и органами дознания заложена законами от 18 апреля 1991 г. "О милиции", от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" и др.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является одним из видов государственной деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, собственности, прав и свобод личности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Из определения явствует, что этой деятельностью вправе заниматься весьма узкий круг государственных органов, специально уполномоченных законом. Негосударственные организации таким правом не обладают. Хотя законодатель установил, что оперативно-розыскная деятельность может осуществляться гласно и негласно, наиболее типичен ее негласный характер. Гласная форма ОРД используется лишь в тех случаях, когда решение поставленной задачи возможно открытыми методами.

Оперативно-розыскные подразделения:

1) выявляют, пресекают, раскрывают и предупреждают преступления;

2) получают упреждающую информацию об оперативной обстановке в зоне обслуживания для принятия обоснованных решений по защите правопорядка в стране;

3) помогают органам предварительного расследования, прокуратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу, выполнении их поручений;

4) разыскивают виновных лиц, скрывающихся от органов расследования и суда, с целью уклониться от уголовного наказания за совершенное преступление, а также проводят розыск без вести пропавших;

5) добывают информацию о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

6) помогают иностранным правоохранительным органам в борьбе с незаконными операциями, а также и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;

7) обеспечивают безопасность сотрудников правоохранительных органов, членов их семей и лиц, оказывающих этим органам конфиденциальную помощь;

8) выявляют и пресекают факты коррупции и другие должностные преступления со стороны сотрудников правоохранительных органов.

2. Полученные в ходе ОРД данные делятся на две группы: первую составляют те, которые могут быть легализованы и использованы в качестве доказательств по уголовным делам. Вторая группа это сведения, которые используются вне процессуальных рамок и не подлежат легализации.

К первой группе относятся:

а) записи телефонных переговоров (обвиняемых, подозреваемых), полученные в соответствии с требованиями закона. Прослушиваются как служебные, так и домашние телефоны, а аудиокассета приобщается к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства. По обстоятельствам зафиксированных телефонных разговоров обязательно должен быть допрошен подозреваемый (обвиняемый). Если он заявляет, что на пленке записан не его голос, проводится фоноскопическая экспертиза;

б) данные наружного наблюдения. Сотрудники оперативных служб органов внутренних дел и безопасности, проводившие такое наблюдение, составляют рапорт, в котором указывают время наблюдения и все действия наблюдаемого. Легализация данных такого наблюдения осуществляется путем допроса соответствующих сотрудников. При необходимости может быть проведено опознание обвиняемых работниками, проводившими наружное наблюдение;

в) оперативная видео- и фотосъемка, материалы которой легализуются путем допроса лиц, ее осуществивших. В протоколе указывается, когда и каким аппаратом проводилась съемка (запись) и на какую видеокассету (пленку). Эти материалы также приобщаются к уголовному делу.

Вторую группу составляют данные, не имеющие доказательственного значения (например, полученные оперативным путем отпечатки пальцев, образцы крови, волос, пота людей, возможно причастных к расследуемому преступлению).

3. Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" устанавливает следующие принципы проведения ОРД: законность; уважение прав и свобод личности; конспирация; сочетание гласных и негласных методов деятельности.

Принцип законности заключается в том, что при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий оперативный состав должен строго выполнять требования Конституции РФ, законов и других правовых актов, регулирующих ОРД. Гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности служит прокурорский и судебный контроль.

Принцип уважения прав и свобод человека предполагает их защиту от противоправных действий со стороны соответствующих должностных лиц. Осуществляя негласную и гласную деятельность, оперативный состав обязан защищать права и свободы личности.

Принцип конспирации состоит в том, что результаты, тактика и сведения ОРД, а также информация о гражданах, оказывающих помощь правоохранительным органам на конфиденциальной основе, являются государственной тайной.

Принцип сочетания гласных и негласных методов деятельности предполагает использование оперативным составом обеих форм деятельности. Целесообразность применения тех или иных приемов и методов зависит от решаемой задачи и оперативной обстановки.

4. Оперативная обстановка это совокупность условий, прямо или косвенно влияющих на деятельность конкретного оперативно-розыскного подразделения и оперативного работника в пределах их территориальной и функциональной ответственности. Она включает: пространственные и временные характеристики; особенности географической и социально-экономической среды; состояние правопорядка, средства и методы его поддержания; количество и качество используемых сил и средств; специфику решаемых оперативно-розыскных задач и др.

_ 2. Основы тактики взаимодействия следственных, оперативных органов и криминалистических подразделений

Под взаимодействием понимается согласованная деятельность следователя, оперативного органа и экспертно-криминалистического подразделения, обеспечивающая рациональное сочетание при расследовании преступлений процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в пределах представленных им по закону полномочий с использованием специальных знаний и технико-криминалистических средств.

На каждом из этапов расследования криминалистически значимая информация, поступающая в ходе ОРД, вызывает необходимость производства конкретных следственных действий. В свою очередь, собранные следователем по уголовному делу доказательства могут обусловить проведение тех или иных оперативно-розыскных мероприятий.

Взаимодействие должно носить целеустремленный характер. Оно обязательное и необходимое условие наиболее результативной деятельности следователя, специалиста-криминалиста и органа дознания по раскрытию и расследованию конкретных преступлений.

Поручения и указания следователя органу дознания рассматриваются как официальные и обязательные.

Обнаружив признаки преступления, орган дознания должен возбудить уголовное дело и произвести для закрепления следов преступления неотложные следственные действия (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей). Дела, где производство предварительного расследования обязательно, по завершении дознания передаются следователю. Дознание может вестись не более 10 суток со дня возбуждения дела.

С момента принятия дела к своему производству следователь несет полную ответственность за результаты и сроки расследования, законность и обоснованность всех принимаемых по нему процессуальных и тактических решений. Именно следователю принадлежит организующая роль во взаимодействии с органом дознания, так как только он в состоянии однозначно определить время и характер необходимых оперативно-розыскных мер.

Взаимодействие должно строиться на плановой основе. Свою работу следственные и оперативные органы обычно планируют независимо друг от друга. Однако при раскрытии конкретного преступления они вырабатывают скоординированные планы, направленные на решение общих задач, предусматривают распределение обязанностей в совместной деятельности.

По делу, которое следователь принял к своему производству, виновное лицо может быть известно или неизвестно. В первом случае орган дознания вправе производить следственные действия и розыскные мероприятия только по поручению следователя. Во втором, когда преступление к моменту принятия дела следователем осталось нераскрытым, закон обязывает орган дознания установить виновного. Наряду с обязанностью выполнять поручения и указания следователя орган дознания по такому делу должен продолжать оперативно-розыскные мероприятия, своевременно уведомляя об их результатах. На этой основе следователь получает объективную возможность координировать действия органа дознания со своими в наиболее эффективном сочетании.

Для раскрытия сложных или особо опасных преступлений (заказных убийств, бандитизма, крупных хищений, экономических преступлений, контрабанды и т.п.) создаются следственно-оперативные группы (СОГ). Основными принципами их формирования являются:

1) своевременность создания;

2) межведомственный характер формирования;

3) четкое, наиболее целесообразное распределение участков работы;

4) продуманная организация не только расследования конкретного дела, но и предупреждения аналогичных преступлений.

В соответствии со ст. 163 УПК РФ следователь руководитель группы обеспечивает общую координацию ее работы, определяет стратегию и тактику расследования, составляет и координирует выполнение общего плана расследования и индивидуальных планов входящих в группу следователей. Он же занимается техническим и информационным обеспечением, координирует оперативно-розыскные мероприятия, организует назначение экспертиз, ревизий и проверок, составляет основные следственные документы, принимает процессуальные решения, лично проводит сложные следственные действия.

Члены группы следователи и оперуполномоченные отвечают за отдельные направления или эпизоды расследования. Тогда составляется письменный план работы на день или на несколько дней. Этот план может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельные планы необходимы в случаях, когда требуется детализация оперативно-розыскных мероприятий, отражение которых в общем плане нецелесообразно.

Задания следователя оперативно-розыскным подразделениям. Руководитель группы, как правило, не может непосредственно участвовать в проведении оперативно-розыскных мероприятий, определять меры и средства, которые понадобятся оперативному составу для решения поставленных задач. Он направляет письменное задание руководителю соответствующего оперативного органа или подразделения. Задание состоит из трех разделов:

1) описание фабулы расследуемого дела;

2) изложение данных, полученных при расследовании;

3) перечень конкретных вопросов, ответы на которые нужно получить оперативно-розыскным путем.

В целях организации наиболее эффективного взаимодействия подразделений, входящих в следственно-оперативную группу, руководителю необходимо учитывать объективные факторы и субъективные возможности каждого члена группы, особенности ее функционирования, а именно:

1) работники оперативно-розыскных подразделений по своим функциональным обязанностям более заинтересованы в раскрытии всех эпизодов преступления и в установлении лиц, их совершивших, нежели в детальном доказывании одного сложного эпизода. Такую работу нужно поручать следователям;

2) подбор и расстановку членов группы лучше проводить по сферам деятельности, чтобы исключить несанкционированную утечку информации процессуального, оперативно-розыскного и иного характера;

3) следует учитывать самостоятельность сотрудников оперативно-розыскных подразделений в выборе средств и приемов реализации согласованных мероприятий;

4) нужно разумно сочетать процессуальные и непроцессуальные методы деятельности;

5) в совместном плане работы важно закрепить конкретные обязанности каждого члена группы с указанием задач, сроков их решения, форм отчетности (например, на межведомственных оперативных совещаниях по делу);

6) необходимо обеспечить постоянный обмен получаемой информацией между всеми членами группы;

7) при наличии оснований ходатайствовать о поощрении членов группы, не дожидаясь окончания следствия (приговора суда).

Возможны случаи, когда в ходе реализации поручения следователя о розыске возникает необходимость в безотлагательном производстве следственных действий, например обыска с изъятием разыскиваемого орудия преступления, местонахождение которого установлено оперативным путем.

Круг следственных действий, поручаемых органу дознания, законом не определен, однако он не должен выполнять те действия, которые составляют процессуальную обязанность следователя.

На первоначальном этапе расследования из числа членов следственно-оперативной группы создаются специализированные подгруппы:

1) оперативно-розыскная, сориентированная на поиск, обнаружение, закрепление объектов, могущих стать вещественными доказательствами (преследование преступников по горячим следам, прочесывание местности, засады, наблюдение в местах возможного сбыта имущества, добытого преступным путем, и т.д.);

2) оперативно-розыскная подгруппа по выявлению соучастников преступления, сбору данных о личности подозреваемых и т.п.;

3) подгруппа по проведению осмотров, обысков, наложению арестов на имущество и других мобильных следственных действий;

4) подгруппа анализа накопленного массива информации для обеспечения деятельности СОГ в целом, подготовки запросов и объективных данных, включаемых в формулы обвинения, контроля над отработкой всех документов, составления и корректировки планов работы;

5) подгруппа специального обеспечения: специалисты-криминалисты, операторы видеосъемки, сведущие лица, вспомогательный персонал (секретари, водители, рабочие);

6) подгруппа физической и интеллектуальной защиты членов СОГ, их семей, а также материалов дела, используемой компьютерной информации, вещественных доказательств и т.п.

Формы взаимодействия. В следственно-оперативной группе как следователь, так и оперативные работники, постоянно взаимодействуют со специалистом. Особенности такого взаимодействия определяются уровнем развития научно-технического прогресса, квалификацией специалиста, обстоятельствами конкретного расследуемого дела и наличной оперативной обстановкой.

Взаимодействие следователя со специалистом выражается в участии последнего:

а) в осмотре места происшествия. В следственно-оперативную группу, расследующую "неочевидные" преступления, как правило, входят специалист-криминалист, кинолог и судебно-медицинский эксперт.

Специалист-криминалист при помощи аудиовизуальных средств фиксирует обстановку места происшествия, выявляет, изымает и упаковывает невидимые, слабовидимые и иные следы и объекты, которые могут стать вещественными доказательствами по делу. Он дает консультации о возможных действиях преступника на месте происшествия и по другим вопросам, проводит экспресс-анализ обнаруженных объектов, высказывает членам СОГ свои предположения о личности и квалификации преступника, орудиях преступления, транспортных средствах и др., которые используются в версионном процессе.

Специалист-кинолог со служебной собакой прорабатывает одорологические следы преступника на месте происшествия, изымает вещи и предметы с источниками запаха, а также запах со следов и упаковывает эти объекты.

Судебно-медицинский эксперт решает вопросы о времени и причинах наступления смерти, использованном орудии (оружии), последовательности причинения телесных повреждений;

б) при назначении экспертизы. Специалист дает рекомендации относительно: необходимости, времени назначения и вида экспертизы; вещественных доказательств и образцов, подлежащих направлению на исследование; круга выносимых вопросов и конкретных материалов уголовного дела, достаточных для производства экспертизы;

в) в получении образцов для сравнительного исследования, необходимых для производства многих видов экспертиз, например: почерковедческих, фоноскопических, трасологических, баллистических, биологических и др. При этом специалист может помочь следователю в подготовке условий и средств к их получению, в оценке образцов с точки зрения их пригодности для производства экспертизы;

г) в предъявлении для опознания, когда его помощь выражается в подборе предъявляемых объектов (например, если необходимо предъявить ювелирное изделие, он дает консультацию, по каким признакам следует подобрать аналоги, и помогает это сделать). Специалист-криминалист обеспечивает фиксацию с использованием аудиовизуальных средств процесса предъявления для опознания и полученных результатов;

д) при допросе и очной ставке, выражающемся в даче консультаций следователю (в ходе подготовки к этим действиям) и участии в них; в фиксации их хода, а также объектов, которые направляются другому следователю вместе с отдельным поручением о допросе для предъявления с фиксацией аудиовизуальными средствами. По приглашению следователя специалист может принять непосредственное участие в допросе свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого, а также в очных ставках между ними;

е) при проверке показаний с выходом на место, когда он последовательно фиксирует с помощью аудиовизуальных средств все основные стадии проверки, дает консультации по вопросам, возникающим в ходе этого следственного действия.

Взаимодействие оперативного работника со специалистом также многообразно. При допросе свидетеля, не достигшего 14 лет, в качестве специалиста обязательно присутствует педагог или психолог. Специалисты помогают при проведении ревизий и инвентаризаций, консультируют по отдельным вопросам, возникающим в ходе оперативно-розыскной работы; исследуют объекты, полученные оперативным путем, и выдают соответствующие справки; непосредственно участвуют в оперативно-розыскных мероприятиях; помогают при отборе образцов для сравнительного исследования, в разработке и изготовлении специальных технических средств, при оказании технической помощи (определение характера и пригодности следов, изготовление субъективных словесных портретов, фотороботов и т.п.).

Помощь специалистов обеспечивает надежность получаемых результатов, сокращает время сбора криминалистически значимой информации, освобождает оперативных сотрудников от технической работы, которую специалисты всегда выполнят быстрее и качественнее.

_ 3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступлений

Под общественностью в широком смысле принято понимать всех граждан страны, не имеющих служебной обязанности участвовать в правоохранительных мероприятиях и способных по своим личным качествам решать поставленные задачи. В узком смысле это представители общественных объединений и трудовых коллективов предприятий, учреждений организаций. Помощь общественности в раскрытии преступлений возможна в процессуальной и непроцессуальной формах. Последняя, в свою очередь, может быть нелегальной (оперативной) или гласной.

Следовательно, участие общественности в раскрытии преступлений это добровольная гласная или негласная, основанная на гражданском сознании деятельность общественных организаций или отдельных граждан по оказанию помощи правоохранительным органам в раскрытии преступлений, розыске виновных лиц, в выявлении и устранении причин и условий, способствовавших их совершению.

Участие общественности может носить единовременный характер или продолжаться в ходе всего расследования. В одних случаях следователь или оперативный работник сам привлекает общественность к содействию в расследовании, в других используют инициативу добровольных помощников, сигнализирующих о совершенных или готовящихся преступных посягательствах.

Помощь общественности в раскрытии преступлений может состоять в: непосредственном обнаружении и пресечении гражданами преступлений; оказании содействия в розыске и задержании преступников; сообщении правоохранительным органам данных, помогающих раскрытию преступлений; участии в подготовке и проведении следственных действий; выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

1) Содействие в непосредственном обнаружении и пресечении преступлений реализуется путем участия в рейдах и проверках, проводимых по собственной инициативе или по заданию правоохранительных органов. Так, на стоянках автомашин, в гаражах и во дворах, как правило, находятся представители общественности, участвующие в проверке наличия угнанного или бывшего в дорожно-транспортном происшествии автомобиля, который скрылся с места происшествия.

2) Взаимодействие следователя и оперативного работника с общественностью в розыске и задержании преступника, как правило, заключается в: преследовании по горячим следам; его задержании и передаче правоохранительным органам. Эти действия граждан или представителей общественности должны быть затем процессуально оформлены соответствующими должностными лицами органа дознания или следствия.

3) Сообщение правоохранительным органам данных, способствующих раскрытию преступлений. Некоторые граждане по своей инициативе приходят или звонят в правоохранительные органы и рассказывают о подозрительных или преступных действиях. Устные заявления лиц, содержащие информацию о преступлениях, должны быть занесены в протокол, а письменные зарегистрированы. По таким сообщениям проводятся проверочные мероприятия, а в случае подтверждения возбуждаются уголовные дела.

Закон прямо предусматривает в качестве поводов к возбуждению уголовного дела заявления и письма граждан, внештатных сотрудников милиции, народных дружинников по охране общественного порядка, членов других общественных организаций, а также статьи, заметки и письма, опубликованные в печати. Если в материалах содержатся признаки состава преступления, то орган дознания, следователь или прокурор (судья) должны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело и принять меры к его расследованию.

К числу сведений, способствующих расследованию преступлений, относятся сообщения граждан о личности подозреваемых (обвиняемых). Лица, знакомые с подозреваемым (обвиняемым) продолжительное время, дают о нем информацию, помогающую более правильно и объективно оценить его личность и степень общественной опасности, полнее выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

4) Взаимодействие следователя и общественности в подготовке и проведении следственных действий реализуется при осмотре места происшествия (здесь представители общественности могут оказать содействие в преследовании преступника "по горячим следам", в охране обстановки места происшествия, в сообщении криминалистически значимых сведений, в поиске следов и предметов, которые, возможно, обретут статус вещественных доказательств, в прочесывании местности); обыске и выемке (охрана места обыска, выполнение вспомогательных мероприятий и работ); следственном эксперименте (подготовка обстановки, участие в опытных действиях и др.); опознании (установление личности потерпевшего в случае обнаружения неопознанного трупа, опознание автотранспортных средств, орудий, домашних животных по внешним признакам) и т.д.

5) Действенную помощь общественность может оказать как в выяснении причин и условий, побудивших к совершению преступлений, так и в реализации намеченных следователем мероприятий по их устранению. Положительную роль здесь играют различные общественные комиссии, которые вскрывают и недостатки в организации работы и допущенные злоупотребления, и породившие их причины.

Результативность взаимодействия следователя и оперативного работника с общественностью достигается при соблюдении следующих условий:

1) строгое выполнение требований закона;

2) недопустимость делегирования представителям общественности процессуальных функций;

3) использование помощи общественности в качестве вспомогательного средства и на строго добровольных началах;

4) привлечение общественности с учетом обстановки, складывающейся при расследовании конкретного дела;

5) недопустимость использования заинтересованных в деле лиц;

6) тщательный инструктаж и контроль действий представителей общественности;

7) возмещение материальных затрат или ущерба, понесенного конкретными представителями общественности;

8) своевременное моральное, а также материальное поощрение общественников, выполнивших данное им поручение.

Своевременное и тактически правильное привлечение общественности к расследованию и предупреждению преступлений эффективное средство повышения качества следственной деятельности, изобличения виновных лиц, устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления.

_ 4. Основы криминалистической профилактики

Криминалистическая профилактика это система мер следователя, оперативного работника, специалиста (эксперта) и других работников правоохранительных органов по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, и по разработке рекомендаций по предупреждению (превенции) преступной деятельности. Она разрабатывает приемы криминалистической защиты различных объектов от преступных посягательств, получения информации о готовящихся преступлениях, основываясь на специфических задачах криминалистики как науки и широком использовании научно-технических методов и средств.

В сферу криминалистического предупреждения преступлений входят следующие задачи:

1) своевременное применение неотложных мер по предупреждению подготавливаемых преступлений и пресечению попыток их совершения;

2) незамедлительное принятие правовых мер по факту совершенного преступления;

3) выяснение особенностей совершения преступлений по способу, месту, времени, субъектам и т.п. с целью определить основные направления следственной и оперативно-розыскной деятельности по их предупреждению;

4) выявление наиболее уязвимых в криминалистическом плане объектов, подготовка специальных технико-криминалистических мероприятий профилактической направленности.

Положения криминалистической техники находят свое место в разработке рекомендаций по предупреждению преступлений:

1) в использовании в ходе расследования научно-технических средств и методов, что весьма содействует осуществлению принципа неотвратимости наказания за содеянное;

2) в выявлении технических недоработок, создающих благоприятные условия для совершения преступлений. Внося предложения в соответствующие организации по усовершенствованию конструкции узлов запирающих устройств, кассовых аппаратов и т.п., криминалисты тем самым предотвращают совершение аналогичных преступлений;

3) в подготовке специальных технических средств и методов, предотвращающих или затрудняющих совершение преступлений либо способствующих их незамедлительному раскрытию;

4) в постоянном контроле над ходом реализации внесенных предложений, анализе эффективности профилактических мероприятий;

5) в оказании постоянной методической помощи специалистами-криминалистами по использованию в профилактических целях научно-технических средств и методов.

Если для разработки технико-криминалистических средств и специальных методов профилактической направленности основой служит криминалистическая техника, то для создания тактических приемов и методических рекомендаций следственного предупреждения преступлений тактика и методика их расследования.

Профилактические меры могут быть реализованы в ходе проведения таких процессуальных действий, как осмотр, обыск, допрос, очная ставка, следственный эксперимент и др.

Реагируя на выявленные причины совершения преступлений специальным процессуальным актом представлением о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших реализации преступных посягательств, как по делам, направленным в суды, так и по приостановленным расследованием, следователь тем самым занимается профилактической работой.

Представление должно быть составлено на основе выявленных объективных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений; изложено по возможности кратко, с указанием конкретных лиц, виновных в создании соответствующей обстановки, и приведением фактических сведений, подтверждающих, что именно она послужила причиной данного преступления.

Представления могут вноситься на любом этапе предварительного следствия. Не позднее чем в месячный срок по нему должны быть приняты необходимые меры, а о результатах сообщено следователю. Получив ответ, следователь изучает его, и если, по его мнению, принятых мер недостаточно, информирует об этом своего руководителя и прокурора.

Литература:

Ищенко П.П. Специалист в следственных действиях. М., 1990.

Организационное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации: Материалы научно-практической конференции. М., 1997.

Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. М., 1999.

Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. М., 2001.

Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. М., 1992.

Шумилов А.Ю. Закон и оперативно-розыскная деятельность. М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: