Реклама в пространстве культуры

Философия рекламы.

Рекомендовано

Учебно-методическим советом

Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области

В качестве учебного пособия для студентов,

Обучающихся по специальности 350700 – «Реклама»

 

Москва, Издательство «Гелла-принт», 2003

Редактор серии – Елена Доценко

Дизайн серии – Дмитрий Смирягин

Дизайн обложки – Олег Степанов

Фото на обложке – Михаил Табаков

 

Ученова В. В.

Философия рекламы. – М.: Гелла-принт, 2003. – 208 с.

ISBN 5-901008-24-3

 

Содержание:

 

Список:................................................................................................. 1

1.От издательства................................................................................ 2

2.Предуведомление............................................................................ 3

3.Реклама в пространстве культуры................................................ 5

4.Что такое философия рекламы...................................................... 16

5.Интегративность рекламного процесса:

единое во многом, многое в одном...................................................24

6.Укрощение познавательного парадокса.......................................38

7.Реклама и ценности: противоречивый союз...............................50

8.От деятельности к творчеству..................................................... 73

9.Аргументировать - значит убеждать........................................ 85

10.Эмоция как аргумент................................................................ 101

11.Символизация - средоточие рекламного креатива.............. 115

12."Два пишем - пять в уме" суггестивные приемы в рекламе. 139

13.Игре все возрасты покорны..........................................................150

14.Реклама и массовая культура: непротиворечивый союз....162

15.Заключение.......................................................................................189

16.Глоссарий..........................................................................................191


От издательства.

 

Для чего мы занимаемся рекламой? Конечно для того, чтобы заработать деньги.

Но ведь не только! Ведь и для удовольствия тоже! Убери из рекламы творчество - что останется? Строчные объявления?

А куда деваться от того, что реклама стала активным фактором, воздействующим на общество в целом? Вот поэтому издательство "Рекламные Технологии", выпускающее книги только практиков рекламы, несущих реальную пользу профессиональному читателю, издает книгу "Философия рекламы".

Потому что - пора. Пора говорить и об этом. О культурологическом и философском контексте рекламы. А те, кто считает это "выходящим за рамки", рискуют навсегда остаться подмастерьями.

 

 

Иосиф Гольман,

главный редактор

журнала "Рекламные Технологии",

профессор МГСА.


 

 

Предуведомление.

 

Эта книга является одним из результатов многолетнего чтения лекций по курсу "Философия рекламы" на рекламном отделении факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова. Как известно,педагогическая деятельность - двусторонний процесс: педагог обучает свою аудиторию, но и отзывчивая аудитория многому может научить своего профессора. В первую очередь - продуктивности идей, убедительности доказательств, взвешенности формулировок. Именно за подобную реакцию, воплощавшуюся в вопросах относительно некоторых положений, в коррекции не вполне убедительных суждений, я чрезвычайно признательна слушателям моих лекций, в течение нескольких лет сменявшим друг друга.

Первое издание сформировавшейся концепции вышло в 1996 г. в соавторстве с зам. главного редактора газеты "Культура" М.И.Старуш на базе рекламного агентства "Максима"1.

Предлагаемая книга лишь несколькими опорными идеями

пересекается с положениями семилетней давности. В ней устранены одни и введены другие главы, почти полностью заменена подборка опорных рекламных произведений в попытке представить наиболее актуальную картину происходящих процессов в настоящее время.

Чтобы читателям было понятно, о каком содержании понятия "реклама" идет речь, приведем свое рабочее его определение: "Реклама - это ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информативно-образные, экспрессивно-суггестивные произведения, адресованные группам людей с целью побудить их к нужным рекламодателю выбору и поступку".

Разумеется, это определение не претендует на исключительность и всеобщность. Оно лишь относительно точно выражает позицию автора и побуждает к глубинному философскому анализу отдельных блоков многоаспектного творческого процесса.

Книга адресована как студентам, овладевающим основами рекламы и ищущим свое место в профессии, так и уже сформировавшимся специалистам рекламного дела: нестандартный взгляд на привычный порядок вещей поможет им открыть новые резервы творчества, уточнить и расширить свои мировоззренческие позиции.

Таким образом, адресатами данной книги являются настоящие и будущие профессионалы рекламного дела, преподаватели гуманитарных дисциплин и все интересующиеся местом рекламы в культуре.

 


 

Реклама в пространстве культуры.

 

Одно из бессмертных изречений Козьмы Пруткова гласит:

"Отыщи всему причину, и ты многое поймешь". Действительно, чтобы лучше разобраться в сложном общественном явлении, целесообразно обратиться к его истокам, или, как принято говорить в научном сообществе, к его генезису - происхождению.

Что вызвало к жизни рекламу? Как и когда она появилась на свет?

Возникновение рекламы связано с потребностью общества в оперативной информации. Во времена первобытной культуры от наличия оперативной информации, ее качества, доходчивости нередко зависело выживание человека или целого племени. Так формировалась система факторов, которые в отечественных и зарубежных исследованиях получили наименование протореклама. Это совокупность звуковых, изобразительных, предметных знаков и символов, имевших сигнальный и демонстрационный характер.

К их числу относятся, например, маркеры, обозначавшие границы территории, находившейся в ведении того или иного сообщества, раскраска и татуировки, которые практиковали члены различных племен, некоторые сакральные предметы - талисманы, обереги. Их закрепляли на теле, на одежде, устанавливали перед входом в жилище и т.п. Заметим, что и поныне подобные приемы используют многие народности Центральной Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки.

Сигнально-демонстрационный характер подобных знаков призван оповестить: перед вами человек дружественный, опасности нет. Или напротив: это враждебное существо - нужно бежать или обороняться.

Вдобавок к общеплеменным знакам отличия выделялись другие, демонстрирующие индивидуальные особенности. Социопсихолог К.Юнг пишет об этом: "Благодаря особенности внешних знаков создается отграниченность индивидуума...

Такими и подобными средствами дикарь производит вокруг себя оболочку, которую можно обозначить как персону (выделено Юнгом. - В.У.)

Потребность части индивидов выделиться из массы, стать "не как все" уравновешивается противоположностью, присущей другой части сообщества: "быть как все". Такого рода установки и поныне взаимодействуют в современном социуме, оказывая значительное влияние на ряд коммуникативных процессов, в том числе - рекламных, о чем речь впереди.

Общественная потребность в оперативной информации выходит на новый уровень вместе с образованием поселений городского типа и становлением урбанистической культуры. Первоначально города формируются ради лучшей защиты от вражеских набегов, для чего их огораживают защитными валами, частоколами, впоследствии - крепостными стенами. Параллельно подобные поселения становятся центрами ремесла и торговли. Здесь же возникают важнейшие культовые постройки: зиккураты, храмы, молельные дома, места постоянных жертвоприношений.

Со временем выделяются три структурообразующих центра урбанистической культуры: административный, религиозный и рыночный. В этих условиях средства оперативного информирования о жизненно важных событиях модифицируются. Протореклама еще существует, но на передний план выходят профессионалы информирования. Ими становятся городские глашатаи.

Без наличия глашатая не обходилось ни одно многолюдное поселение городского типа. Именно глашатаев уместно назвать первыми профессионалами рекламы. Можно с достаточным основанием предположить, что как раз их зычные "выкрики" о важнейших текущих событиях стали истоком латинского глагола "гес1атаге", что означает "выкрикивать". А производным от этого глагола, как известно, стало наименование явления рекламы.

Глашатаи оперативно оповещали жителей многолюдного города о важных политических, религиозных, коммерческих, зрелищных событиях, таких как объявление войны, заключение мира, открытие ярмарки, начало ритуальных шествий или освящение построенного храма. "Глашатаи объявляли в Риме даже час похоронного поезда знаменитых лиц - церемонии, как известно, часто сопровождавшейся сценическими играми".

Глашатаи стоят у истоков массового информирования и в России. Здесь они именовались биричами. Биричи упомянуты уже в "Повести временных лет" в 992 г. "Биричи объявляли, например, что летом запрещено топить печи и бани, что городские покосы отдаются на откуп, что хлеб на торгу запрещается покупать оптом ("на закуп") до 7 часов дня, а "врозь" (в розницу) после 7-ми.

И на Западе, и в России городские глашатаи пользовалась уважением, их экипировали за городской счет, снабжали отличительным жезлом и такими "орудиями труда", как рожок, труба или барабан, звуки которых привлекали всеобщее внимание.

Один из европейских глашатаев с достоинством сообщает о себе: "...На обязанности моей лежит объявлять о винах, которые продаются у нас в городе, о торгах с молотка и об утерянных вещах. Кроме того, я сопровождаю тех, кто подвергается наказанию по суду, и во всеуслышание объявляю об их преступлениях. Одним словом, говоря попросту, я - городской глашатай.”

Итак, в деятельности глашатаев рекламный процесс начинает приобретать институциональную, т.е. общественно востребованную и кодифицированную форму. Однако завершится этот процесс много позднее, лишь на исходе Средневековья, к периоду возникновения новых способов тиражирования информации. Пока же публичные крики глашатаев с трудом пробиваются к вниманию горожан, пропадая в громких призывах самодеятельных рекламистов, о которых древнеримский философ Сенека писал своему другу Луцилию: "Сейчас вокруг меня со всех сторон многоголосый крик: ведь я живу над самой баней. Вот и вообрази себе все многообразие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные уши". Перечислив множество звуковых помех, Сенека добавляет: "К тому же есть еще и пирожники, и колбасники, и торговцы всякими кушаньями, каждый на свои лад выкликающие товар".

Стихийная фольклорная составляющая рекламного процесса заявляла о себе. Тексты глашатаев тяготели к лаконичному деловому варианту массового информирования. Рекламная деятельность фольклорного типа вбирала в себя самые разнообразные порождения народного творчества. Об этом можно судить по дошедшим до нас записям торгового русского фольклора.

Мы обнаруживаем здесь неисчерпаемое жанровое, смысловое, интонационное богатство. Здесь и краткие заклички, и хитроумные прибаутки, и велеречивые речитативные уговоры, и экстралингвистические способы, которыми продавцы стремились привлечь к себе внимание потенциальных покупателей. Таковы трещотки и губные гармошки, пританцовывания и экспрессивные жесты, некоторые аксессуары одежды и т.п.

Представим себе на минуту разноголосый шум российской ярмарки. С одного конца раздается:

 

К нам, к нам, к нам!

Ко горячим ко блинам!

 

С другой стороны слышится:

 

Вот мех пушистый золотистый!

Вот нежный белоснежный!

Вот темный скромный!

 

А тут тебя просто хватают за рукав, подталкивают к прилавку с недорогой бижутерией и нараспев убеждают:

 

Это кольцо от жару, от пожару,

От чахотки, от чесотки,

От работы, от заботы

и от болезни

И чтобы черти в тебя не лезли.

 

Едва отделавшись от совершенно ненужного кольца, натыкаешься на балаганного зазывалу, который уговаривает посмотреть спектакль "Петрушка". Он сам наряжен добрым молодцем в алой рубахе и плисовых штанах и тараторит без умолку:

 

Одно кончается -

Другое начинается!

Пожалуйста, заходите,

Петрушку поглядите,

А денег, если хотите,

Так хоть и не несите.

И так пустим посмотреть.

Не отдадите в кассе -

Отдадите в балагане...

Как-нибудь помиримся с вами!

Господа! Господа!

Пожалуйте сюда!

Пять копеек - деньги небольшие,

А удовольствия - три короба.

Заходите! Заходите!

 

В такой ярмарочной разноголосице постепенно отрабатываются жанровые варианты устной рекламы торгового и зрелищного типа. В текстах официальных глашатаев содержатся истоки политической и социальной рекламы. Образцы религиозной рекламы звучат в эпоху западноевропейского и российского Средневековья из уст проповедников, странствующих монахов, миссионеров и особо почитаемых на Руси юродивых.

Устная реклама перестает быть основной после появления технических способов тиражирования текстов, а также печатной прессы. Объединение в печатной рекламе слова и изображения усложняет процесс производства рекламы, становящегося профессиональным, сужает диапазон применения самодеятельного рекламного творчества. Но таковое отнюдь не исчезает вовсе. Еще и сегодня на городских улицах мы можем услышать:

 

 

Покупайте плюшки,

Крендели, ватрушки,

Пряники, печенье...

Ой-да наслаждение!

Хлеб душистый, беляши –

Угощайся от души!

 

Или:

 

Девчонки и мальчишки,

А также их родители,

Чудесные игрушки

Увидеть не хотите ли?

 

Некоторые виды устной рекламы видятся современным теоретикам оказавшимися на периферии коммерческих и политических процессов, как бы "под линией". Действительно, наиболее архаичные виды рекламы отошли на второй план, но они и доныне продолжают действовать и достигать эффекта, а порой и переживают ренессанс на базе возрождающегося в настоящее время прямого маркетинга, козырь которого в непосредственных контактах продавца и покупателя.

Что же определяет столь глубокую укорененность не только профессиональной, но и самодеятельной рекламы в массивах культуры? Это - способность рекламы помогать реализации социальных потребностей. Потребность людей в оператпвной информации бытового уровня неистребима.

Информации не только социально-политической, а именно той, что помещается в рекламных страницах и приложениях СМИ. Той, что способна, будучи реализованной, откорректировать быт, привнести комфорт, улучшить самочувствие.

Не менее существенно соучастие рекламной информации в политических и экономических процессах, особенно в стимулировании торгового оборота, обеспечении более успешной деловой, политической и идеологической конкуренции.

И, наконец, как это отчетливо обнаруживается на стадии проторекламы, глубинные социально-психологические корни потребности в рекламной самопрезентации заложены в подавляющем числе людей. Стены античных городов испещрены произвольными граффити - пометами, которые известный культуролог Ю. Лотман назвал "знаками существования", утверждения таким образом рядовыми людьми факта своего бытия. И сегодня многие из нас запечатлевают свой имена на предметах, деревьях, стенах.

Такое тесное переплетение когнитивного, ценностно-психологического и насущного прагматического содержания, которое обеспечивается рекламным процессом, определяет его долговечность в качестве структурного элемента социума и компонента культуры.

Качественно новую стадию своей истории рекламная деятельность переживает с развитием массового производства, обострением конкуренции, постепенным превращением в ряде развитых стран "рынка покупателей" в "рынок продавцов".

В этих условиях профессионально грамотное применение развитых рекламных технологий способно положительно повлиять на развитие предприятий. В эпоху индустриализации производство профессиональной рекламы также приобретает во многом индустриальный характер. Это означает детальное разделение труда внутри профессии, постановку выпуска рекламных продуктов "на поток", обостренную борьбу за новых заказчиков. А также - опору на научные разработки, открывающие эффективные способы воздействия на массовую аудиторию.

Начавшись в Западной Европе и в Северной Америке в середине XIX в., подобные процессы укореняются на рубеже XIX-XX вв. и к настоящему времени воспринимаются как само собой разумеющиеся.

На протяжении XX века в индустриально развитых странах реклама заняла весьма существенное место в комплексе социальных коммуникаций. При этом выявились не только позитивные, общественно необходимые, но и негативные грани явления. Такие как гиперболизированная меркантильность, тенденция к психологической агрессии и тяготение к неточному отображению реальности. Неудивительно, что с течением времени в обществе возникали различные дискуссии, затрагивающие разные аспекты рекламы.

Одним из первых фундаментальных научных трудов, обобщающих рекламный опыт различных стран и разносторонне осмысливающих сам феномен рекламы, стала книга английского исследователя Генри Сэмпсона "История рекламы с древнейших времен", вышедшая в Лондоне в 1874 г. Объемный и методически продуманный труд рассматривал опыт реклама в европейских странах, некоторых английских колониях и США, не обходя острых проблем, таких как периодическое засилье "дутой" рекламы в газетах, журналах, листовках и плакатах, распространение фиктивных сведений, обманных посулов и т.п.

В конце XIX в. в США и Германии начали выходить периодические издания, посвященные изучению феномена рекламы. Именно в них публиковались итоги первых социологических и психологических исследований аудитории рекламных обращений и шел профессиональный разговор об эффективном использовании тех или иных рекламных приемов.

Здесь же анализировались слабые места и конкретные промахи рекламистов, публиковались предложения о способах регулирования рекламной экспансии. Реакцией на подобные предложения явились два направления в регламентации рекламной деятельности: правовая регламентация, закрепленная государственными законами, и корпоративная, воплощенная кодексами профессиональной саморегуляции.

Последние создаются в различных странах добровольными профессиональными объединениями. В нашей стране это Российская ассоциация рекламных агентств и Рекламный Совет России. Под их руководством разработан и принят в 2001 г. Российский Рекламный Кодекс. Он сформирован "на базе Международного Кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты и дополняет его этическими нормами и положениями, учитывающими особенности рынка рекламы и культурно-исторические традиции России...".

Итак, не только на Западе, но и в России рекламный процесс находится в стадии теоретического и этического осмысления. А это - необходимые условия его творческой зрелости и культурного самоопределения. И в этих условиях обсуждение философских аспектов рекламной деятельности становится насущным, поскольку именно такой подход способен дать максимально всестороннее представление о феномене рекламы.

 


4.Что такое философия рекламы.

Существует на первый взгляд известная парадоксальность в сочетании понятий "философия" и "реклама". Первая - распорядительница высоких дум о судьбах мира и человечества, вторая - "рабочая лошадка", испокон веков тянущая нелегкую поклажу производственных, коммерческих, политических забот, по большей части локальных и сиюминутных. Но прагматический подход - отнюдь не единственно применимый к рекламе. Мы рассматриваем рекламу в контексте исторических и культурных связей, выясняем наиболее общие закономерности ее функционирования, вариантов сочетания опорных структурных блоков и их взаимодействия с другими гранями социальной действительности.

Уместно согласиться с американским исследователем относительно того, что "реклама, подобно другим базовым культурным инстанциям, должна иметь философию и метод мышления". Далее, однако, этот автор сводит ее философский контекст к тому, что он называет "философией извлечения прибыли". И хотя, несомненно, служение "золотому тельцу" - существенная грань рекламного процесса, культурологическая позиция исповедует более широкий взгляд.

Подступы к рассмотрению философии рекламы можно найти и у некоторых других американских авторов. Так, свою книгу "Основы рекламы" Дж.Хоткис начинает с раздела "Философия рекламы". Этот раздел включает три главы: "Эволюция рекламы", "Партнерство рекламы и журналистики", "Путь развития национальной рекламы". Но здесь философский подход оказывается поглощен историческим рассмотрением явления.

В наших намерениях - исследование рекламного процесса с позиций теории деятельности. В философии, культурологии

 

и социологии так называемый "деятелыюстный подход" вошел в число активно применяемых научно-исследовательских методов со второй половины XX в., провозглашая осмысление всей культуры человечества как итога разнообразных видов деятельности, формирующихся в процессе многовекового разделения труда. В трактовке сторонников данной концепции деятельность есть "целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры".

Нас в этой книге занимают следующие вопросы: к какому типу деятельности относится производство и распространение рекламных текстов? Каковы особенности основных творческих усилий в рекламном процессе? Какова его типовая структура? Ведь как свидетельствует классик деятель-ностного подхода в исследованиях А.Н.Леонтьев, "деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели... (выделено нами. - В. У.)".

То, как соотносятся между собой частные цели и локальные действия - их последовательность, виды их взаимодействия (согласование, соподчинение, интеграция и т.п.), как раз и составляет структуру изучаемого процесса. В своем реальном протекании деятельностный процесс далеко не всегда демонстрирует наблюдателю те действия, из которых он состоит. Для вычленения отдельных действий из их естественного, протяженного, последовательно интегрированного протекания необходим специальный анализ, который и предполагается осуществить в данной работе.

Важно отметить, что отдельные локальные действия при изменении ситуаций могут развертываться, порождая сложную по составу деятельность, и напротив - в определенных условиях многоступенчатый процесс свертывается до "однородного" действия. "В качестве элементов некоторой сложной деятельности могут выступать действия, которые в иных условиях сами способны стать особой деятельностью". Эти теоретические положения продемонстрируют свою результативность в нашем дальнейшем анализе.

Отправной вопрос - где искать? К какому из выделившихся в социуме типовых блоков деятельности относится реклама? Ответ на него базируется на проведенном нами в предыдущих книгах исследовании генезиса - происхождения рекламы7, который дает основание уверенно отнести рекламный процесс к сфере массовой коммуникации.

Однако это станет лишь самым общим и предварительным ответом на вопрос относительно деятельностной специфики рекламного творчества. Видов коммуникативных профессий в современном мире множество. Это и репортеры, и телеграфисты, и радиоинженеры, и телеведущие, и провайдеры компьютерных сетей. Какова в этом многоголосии собственно рекламная специфика? Какова сущность данного вида коммуникативной деятельности?

Вопрос о сущности явления есть вопрос о его онтологии. Онтология - философское понятие, означающее бытийный статус предмета, явления, процесса, главные основания его жизненной возможности и необходимости. Так возникает перед нами первая философская проблема рекламного процесса: какова его онтология? Из каких действий состоит невидимая для обыденного наблюдателя взаимосвязь усилий профессионалов, создающих в конечном счете рекламный продукт? Чем обусловлены и как взаимосвязаны эти действия в общем процессе рекламной деятельности?

Рассмотрение онтологии - первый шаг философского анализа рекламного процесса. Далее логично перейти к теоретическому осмыслению гносеологических закономерностей в создании и бытовании рекламных произведений. Гносеология в переводе с латыни - теория познания. Это "раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности".

Что в этой связи мы можем сказать о природе познавательных процессов, лежащих в основе создания рекламных текстов? Каковы их особенности и закономерности, которые определяют степень достоверности рекламных сообщений? Существуют ли объективные предпосылки для повышения "коэффициента истинности" этих произведений или опорные цели рекламного процесса, его общественная миссия предполагает неизбежное отклонение от документально точного постижения и отображения реальности? В дальнейших главах читатель найдет развернутые ответы на поставленные здесь вопросы.

Философское рассмотрение рекламного процесса с необходимостью предполагает выявление его аксиологических характеристик. Аксиология - это учение о ценностях, сформировавшееся в зарубежной философии к началу XX в. Вне зависимости от общефилософского контекста ценностное содержание рекламных обращений активно обсуждается в зарубежных публикациях последних десятилетий.

Старт этим дискуссиям дал знаменитый труд В.Паккарда "Тайные искусители", выдержавший несколько переизданий, переведенный на многие языки и циркулирующие в российских профессиональных кругах в виде дайджестов. Здесь предельно остро был поднят вопрос о том, какого типа ценности по преимуществу создает и распространяет реклама, какими способами она стремится эти ценности внедрять и навязывать. Эта книга В.Паккарда активизировала неутихающие и поныне дискуссид относительно соотношения позитивных и негативных воздействий рекламы на общество. Не обойдем эти дискуссии и мы.

К ценностным проблемам непосредственно примыкают мировоззренческие и морально-психологические аспекты рекламнои деятельности. Этика является одной из важнейших граней аксиологии. В ней концентрируются общественные и научные представления о морально допустимом и возможном, о приемлемых масштабах идеологического воздействия различных институций на общественный духовный климат. Не секрет, что современная реклама несет в себе психологическую агрессию,

дозы которой общество обязано неустанно контролировать во имя сохранения своего духовного здоровья. В этой связи наша рабочая схема рекламной деятельности содержит два в идеале уравновешивающих друг друга блока: манипулятивно-суггестивные действия, неизбежно присутствующие в рекламном процессе, и блок саморегулирования, призванный этически нормировать пределы допустимого силами самого профессионального сообщества.

 


Важно отметить, что необходимость регулировать рекламный процесс была осознана обществом уже в период античности. Нам известен ряд нормативов, призванных не допускать сильного отступления от реальности в массовой коммерческой рекламе. Так, градоначальники Рима издавали эдикты, в которых, в частности, говорилось: "Позаботься, чтобы объявление о продаже отдельных рабов было составлено так, что можно было бы сразу понять, какую кто имеет болезнь или физический недостаток, кто является беглым, или бродягой, или не наказанным еще преступником".

После обсуждения фундаментальных философских проблем онтологии, гносеологии и аксиологии уместно перейти к анализу ключевых звеньев творческого процесса, создающего рекламный продукт. Здесь предполагается детально, на конкретных примерах рекламного творчества, дать представление о некоторых базовых креативных технологиях. И в этом случае мы будем иметь дело с философскими аспектами творческого процесса. На наш взгляд, настоящий профессионал не только успешно применяет те или иные навыки, но и постоянно расширяет культурологический и философский кругозор, а также приобщается к тем скрытым механизмам культуры, отслеживание которых позволяет обогатить креативные технологии и найти новые оригинальные решения профессиональных задач.

Разумеется, не претендуя на полный охват тех сфер, знакомство с которыми даст стимулы для подобных решений, считаем важным осмыслить творческие резервы интеллектуальных процессов аргументации, ассоциации и символизации. О первых двух дают представление логика и риторика, а также теория художественной литературы.

Символизация в различных областях общественной жизни имеет глубинные исторические, гносеологические и социально-психологические основания. Понять их и проникнуться ими значит, на наш взгляд, обрести дополнительный творческий ресурс для создания качественных рекламных произведений. Истоки символизма, как показали ведущие социопсихологи XX в. З.Фрейд и К.Юнг, кроются в глубинных слоях культуры, восходят к начальному этапу формирования человечества. Нам представляется уместным дать в этой книге сведения о культурологических и общефилософских интерпретациях символа, о многогранной роли символизации в рекламе.

Говоря об опорных креативных технологиях рекламного творчества, нельзя обойти вниманием суггестивные приемы, которые в них используются. Знание этой сферы для профессионалов обязательно уже для того, чтобы делать осознанный выбор между двумя поведенческими стратегиями: знать, чтобы применять, или - знать, чтобы избегать. Второй вариант, разумеется, предпочтительнее, однако этим, более трудным путем пойдет далеко не каждый и даже, пожалуй, не большинство.

Мало освоены в теории и ограниченно используются на практике игровые креативные технологии, которые тем не менее "стучатся во все двери" и стихийно заполоняют все большее пространство в СМИ. Нам приходилось кратко касаться данной проблемы в давней работе" и убедиться в том, что различные игровые приемы помогают создать чрезвычайно выигрышные варианты рекламных посланий. На наш взгляд, блок игровых действий - одно из узловых звеньев развитого рекламного процесса.

Основатель культурологической концепции игры И.Хейзинга обнаружил в этом явлении колоссальные творческие резервы самореализации, что применимо не только к спонтанной игровой ситуации, но может быть умело воссоздано для решения разнообразных прагматических задач.

В завершение мы предложим исследование места рекламных произведений в общей продукции массовой культуры. Эта масштабная проблема здесь будет изложена достаточно сжато с тем, чтобы наметить направления ее дальнейшей разработки в ближайшем будущем.


 

 

5.Интегративность рекламного процесса:

единое во многом, многое - в одном.

Каждый, кто когда-либо открывал дверь современного преуспевающего рекламного агентства, видел таблички на дверях с надписями типа: «Креативнъный отдел», «Админйстративный отдел», «Отдел маркетинговых исследований» и т.п. Это является свидетельством того, что развитый рекламный процесс обеспечивается комплексом разлйчных трудовых усилий, или, в принятой нами терминологии, совокупностью разнообразных видов деятельности.

Первыми профессионалами рекламного дела, как мы писали выше, были городские глашатаи, известные уже и в ближневосточной древней культуре, и в греко-римской античности. Это был личностно-концентрированный вариант профессиональной деятельности. Рекламный текст создавался и транслировался (выкрикивался) с участием двух-трех человек: ад-министративного служащего, владевшего информацией,

предназначенной для распространения, писца, излагавшего этот текст письменно, и самого исполнителя устных рекламных обращений. Как видим, уже на этом первоначальном для развития рекламы этапе возникает интеграция нескольких сложных действий. Здесь и мыслительная фильтрация информации городским чиновником, и, нередко под его диктовку, ее письменная фиксация писцом. Затем - ее провозглашение "для всех, кто услышит". Российские средневековые глашатаи - биричи - имели для оповещения особое предписание - "память", в которой указывалось, где и что надо объявлять. Однако дословный текст, по мнению исследователей, отсутствовал.

Как мы уже говорили, наличие профессиональных глашатаев в античном и средневековом городе не устраняло множества самодеятельных "криков улиц", в основе которых лежали индивидуальные умения, также состоявшие из интеграции ряда действий. В минимальном варианте - это осмысление цели своего сообщения, его сочинение и произнесение. Так формируется исходная структура будущих развернутых рекламных текстов: информационное ядро, которое в процессе устной трансляции облекается эмоциональной и суггестивной аурой. Ее формируют интонации глашатая, акценты на различных словах и фразах, ритмика речи и другие выразительные средства вплоть до музыкального сопровождения.

До нас дошли сведения и о письменной профессиональной рекламе периода республиканского Рима. Таковы надписи, испещрявшие стены римских городов в период муниципальных выборов. Наряду со множеством самодеятельных лозунгов и призывов, в знаменитых Помпеях обнаружены надписи, сделанные по заказу претендентов на административные должности писцами-профессионалами. Об этом специалист по истории Древнего мира М.Е.Сергеенко сообщает: "Помпейские писцы были не только мастерами каллиграфии - они были подлинными знатоками рекламного дела. Белая полоса штукатурки, иногда еще как бы вставленная в рамку, заставляла надпись словно выступать из стены, крупные, отчетливо выписанные буквы так и бросались в глаза. Имя кандидата стояло на первом месте. В узких помпейских улочках от таких надписей некуда было деваться: они внушали, настаивали, приказывали".

Сопоставляя ряд надписей, исследователи узнали имя одного из таких писцов-рекламистов. Он считал возможным завершать исполненные им обращения подписью Эмилий Целер.

Интенсификация производства и коммерции на рубеже Нового времени привела к расширению и убыстрению коммуникативных связей между звеньями мануфактурных и купеческих сообществ. Вскоре был изобретен печатный станок. Десяток надписей, которые за день мог исполнить писец Эмилий Целер, сменили несколько сотен оттисков, которые мог произвести за сутки типограф. В процесс распространения информации, рекламной в том числе, включилось техническое обеспечение: специфичный и дорогостоящий деятельностный блок.

Тем самым производство массовой информации качественно изменило свою структуру. Наступает эра институциализированного рекламного производства. Индивидуальные личностные усилия уже не в состоянии удовлетворить возросшие потребности общества в рекламном обеспечении. Формируются устойчивые профессиональные объединения, нацеленные на создание общественно необходимого продукта, - социальные институты в области коммуникации. Таковыми становятся в различных западноевропейских странах информационные бюро, адресные бюро, почтовые конторы по информационным услугам и т.п. Любое подобное учреждение объединяет усилия уже не двух-трех людей, как мы наблюдали в античности, а не менее десятка. В их числе - собиратели заявок на нужную информацию, сборщики этой информации, исполнители текста, переписчики или печатники, распространители или продавцы. По такому принципу строилось, например, Адресное бюро французского предпринимателя Т.Ренодо, получившего от потомков "титул" Отца европейской рекламы, открытое в Париже в 1629 г.

Таким образом, интегративность рекламного процесса в XVI-XVII вв. перешла на следующий этап - от личностно-концентрированного к институционально-многофакторному объединению видов деятельности для достижения общей профессиональной цели.

Первые регулярные периодические издания в Европе в начале XVII в. стали дополнительным мощным средством трансляции рекламных произведений, однако, на наш взгляд, не принесли качественных изменений в структуру самого рекламного процесса.

Настоящие же изменения в структуру рекламной деятельности вносит все более настойчивая интеграция вербального текста с иллюстративными компонентами. Подобное совмещение знаковых средств происходило со времен античности. Редкий учебник по истории рекламы обходится без того, чтобы не дать изображение небольшой известковой стелы, найденной в египетском Мемфисе в III в. до н.э. На ней высечено предложение:

"Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения" - и рисунок Аписа - священного египетского животного, воплощавшего одно из высших божеств. Изобразительную рекламу репрезентируют живописные вывески античности и Средневековья, перешедшие и в Новое время.

Но в целом бытование изобразительной и вербальной рекламы в дотипографский период было по преимуществу раздельным. Интеграцию этих двух направлений начинает активно осуществлять граверное производство. Включение гравировальных рисунков в типографский набор создает образцы украшенных иллюстрациями листовок в XVI-XVII вв. Данное совмещение становится содержательно- и формообразующим для производства лубочных картинок, в том числе и рекламного типа. Однако самый массовый канал распространения рекламы - газета - вплоть до середины XIX в. к иллюстрациям обращается в редких случаях. И западноевропейские, и американские, и российские газеты заполняют свои рекламные полосы по преимуществу тесно сверстанными "в подборку" колонками однообразных объявлений. Такой унылый "пейзаж" лишь изредка оживляют узорчатые линейки, "указующие персты", призванные обратить внимание на особо важные сообщения, да иногда гравированные заголовки.

Дело меняется со второй половины XIX в. Различные ответвления визуальной культуры в этот период начинают свое победное шествие. Развивается фотография, находит массовый спрос изобретение цветной литографии, на стыке массового производства бытовых изделий и художественного творчества пробиваются к свету первые ростки промышленной эстетики, получившей впоследствии наименование «дизайн». Интенсивное включение изобразительного компонента в различные вилы социальной коммуникации, в том числе и во всеохватный рекламный процесс, было предрешено.

Последнее десятилетие XIX в. по отношению к рекламе американский историк называет "р1сгиге регкхЬ5. Именно в это время возникают рекламные агентства полного цикла, в числе услуг которых - подготовка изобразительной рекламной продукции и рекламный дизайн. Тем самым развитая рекламная деятельность органично включает в себя действия, характерные для художественного творчества, еще более усложняя свою структуру.

Эту новую стадию можно обозначить как межпрофессиональную интегративность рекламной деятельности. На место первоначальных двух-трех человек или социального института, объединившего звенья, которые образовались в результате разделения труда в рамках общей специализации, приходит совмещение различных профессий. Отсюда возрастает роль координирующих звеньев - управляющей, административной части любого рекламного агентства полного цикла.

Первые десятилетия XX в. - новый этап рекламной деятельности. Рекламодатели и рекламопроизводители начинают отчетливо осознавать необходимость прогнозирования эффективности своих обращений. Отсюда возрастание интереса профессионалов к психологическим научным исследованиям, к пониманию закономерностей индивидуального и массового восприятия информации, к экспериментальным способам замера тех когнитивных, эмоциональных и прагматических реакций, которыми сопровождается взаимодействие аудитории с рекламной продукцией.

Рекламные агентства полного цикла стремятся наладить тесные связи с исследовательскими центрами в области социологии и психологии. В ряде случаев такие подразделения включаются в структуру самого агентства. Таким образом, межпрофессиональная интеграция развитого рекламного процесса обогащается еще одним звеном - комплексом научно-исследовательских процедур.

Значит ли это, что описанный нами глобальный интегратив-ный процесс, усложняющий и обогащающий рекламную деятельность в ее наиболее развитом варианте, вытесняет из коммерческого и бытового обихода более ранние и, с чьей-то точки зрения, "отжившие" способы рекламирования? Ни в коем случае!

Исследования культурологов убеждают в том, что ничто значительное, наработанное в опыте человечества, не исчезает бесследно и навсегда. Напротив: временно отжившее может вновь возродиться с наступлением соответствующих условий, а нечто суперпрогрессивное - перестать удовлетворять общественные потребности.

Пример тому - бурное возрождение личностно-концентри-рованной устной рекламы в наши дни. Значительная часть ее непрофессионально-самодеятельна. Подлинным восстановлением методов средневековых зазывал стали современные ряженые у входа в некоторые столичные магазины и рестораны, завлекающие прохожих рифмованными виршами и необычностью своих одеяний.

Современное расширение сферы прямого маркетинга в общей структуре сбыта также ведет к необходимости овладевать частично забытыми методами межличностной коммерции. В этом признаются некоторые зарубежные теоретики:

"Истинное открытие заключается в возврате к испытанной временем концепции - личным, один на один, отношениям с потребителем".

Модификацией исходных приемов можно также считать циркуляцию в предвыборные дни по улицам города автоэкипажей с мегафонами с призывами голосовать за тех или иных кандидатов в депутаты городской Думы. Как тут не вспомнить римских глашатаев в предвыборный период!

Являются ли более ранние стадии рекламного процесса менее результативными, чем последующие? На наш взгляд, все зависит от ситуации. "Точечный" односложный призыв продавца за рыночным прилавком часто вызывает немедленную желаемую реакцию со стороны проходящего мимо покупателя. В условиях же глобального рынка потребительских товаров подобный призыв останется "гласом вопиющего в пустыне", даже если будет распространен по Интернету или сброшен в виде листовок с аэростата.

Но это отнюдь не значит, что на новом этапе уместно пренебрегать опытом. Полностью солидаризируемся в этом отношении с немецким теоретиком и практиком рекламы В.Шёнертом, сказавшим, что производители рекламы "обязаны при каждом удобном случае оглядываться на пример уличного торговца, чтобы сохранить связь с глубинной основой своего ремесла. Делай они это почаще, хорошей рекламы было бы гораздо больше".

Объединение профессионально неоднородных типов деятельности ради единой цели вызывает некоторые недоумения и недоразумения не только в обыденном, но и в профессиональном восприятии. Это относится, в первую очередь, к проблеме взаимоотношения рекламной деятельности и художественного творчества. Является ли реклама искусством, как склонны заявлять многие практикующие рекламисты? Да, конечно, если под искусством понимать высшую степень качества в исполнении творческой задачи, искусность ее решения. Но ответ на поставленный вопрос обязан быть отрицательным, если под искусством понимать его родовое определение - художественное творчество.

Эстетичность - важная составляющая рекламного обращения, но она не является ведущей целью рекламного творчества. Философская равнодействующая рекламного процесса прагматизм - воздействие на конкретное поведение людей с целью побудить их сделать выбор, совершить покупку, воспользоваться услугой. И в этой связи многие практики рекламного дела настаивают на том, что чрезмерное увлечение эстетизмом может увести от главной цели, "размыть", рассредоточить восприятие реципиента вместо того, чтобы сконцентрировать его на объекте рекламы. Д.Огилви пишет: "...Хорошее рекламное объявление - это то, которое позволяет продавать продукт без привлечения внимания к самому объявлению. Оно должно повернуть внимание читателя к продукту... Профессионализм рекламиста высокого класса - умение не отвлекать внимание на себя. Если новичку не нравится это суровое определение хорошего объявления, я советую ему вернуться к прежним делам и заниматься ими до скончания века".

Сказано запальчиво, категорично, но, с нашей точки зрения, очень верно.

Конечно, странно было бы не применять в определенных случаях к рекламному сообщению и эстетические критерии. Однако арбитр успешности рекламного произведения - всегда прагматика, реально принесенная рекламодателю польза. Практика, а не эстетика "правит бал" на празднике рекламных достижений. И сторонников данной позиции среди специалистов немало.

Напомним в этой связи об одном из наиболее прославленных в мире рекламных текстов Т.Макнамуса, опубликованном всего один раз 2 января 1915 г. в журнале «Saturday Evening Post». Текст посвящен обоснованию целесообразности покупок самой дорогой продукции фирмы "Дженерал моторc" - автомобиля "кадиллак". Ко времени появления знаменитого оповещения спрос на эту марку резко упал из-за выхода на рынок более дешевых изделий конкурирующих фирм.

Рекламный текст имел заголовок "Расплата за лидерство". Далее следовало: "В каждой области человеческой деятельности тот, кто идет впереди, постоянно находится в ослепительном свете общественного внимания. Лидирует ли человек или изделие, за ним всегда следуют ревность и зависть. На лидера нападают, потому что он лидер, и попытки сравняться с ним только подтверждают его ведущую роль. Не в состоянии догнать его или превзойти соперник прибегает к осуждению и нападению. В этом нет ничего нового... Это старо, как мир, как человеческие страсти... Эти попытки тщетны. Если лидер действительно лидирует - он остается лидером. Нападают и на великого поэта, и на великого художника, и на искусного мастера. Но каждый из них остается увенчанным лаврами в веках. Вот почему-то, что хорошо или совершенно, говорит само за себя, как бы громко не звучали крики протеста. То, что заслуживает жизни, живет".

Появление этой рекламной публикации резко повлияло на раскупаемость "кадиллаков", укрепило престиж фирмы.

Спустя тридцать лет, когда североамериканский журнал для профессиональных рекламистов "Принтерc инк." провел опрос читателей о лучшей известной им отечественной рекламе, подавляющее большинство назвало вышеприведенный текст.

Но можно ли отнести этот текст к области художественного творчества, к искусству как таковому? Конечно, нет. Это - ответвление деловой коммуникации. Оно исполнено искусно, кто спорит, но это еще не основание для включения любой убедительно исполненной информации в сферу искусства. Дело обстоит сложнее и интереснее. Теоретики и практики рекламы в принципе единодушны в том, что блеск рекламного сообщения не должен заслонять его суть. В случае эффектного изображения, выходящего за рамки коммуникативной задачи, речь может идти об образе-вампире: фрагментах сообщения, столь великолепно исполненных, что, увлекшись их восприятием, реципиент не заметит в сопровождающем тексте его фактической составляющей.

Точные соображения на этот счет высказал экс-президент Российской ассоциации рекламных агентств С.Коптев: "Креатив - это не арт, не художественное творчество, это скорее изобретательный ум, нестандартный подход к людям... Креатор творит в очень замкнутом пространстве деловой задачи"".

И тем не менее существуют жанры рекламных посланий, где доля художественного творчества является лидирующей. Это рекламные ролики, щиты и плакаты. Здесь связь прагматическои задачи и ее выразительного решения столь тесна, что их трудно расслоить. И даже настойчиво последовательный Д.Огилви относительно особо эстетически убедительных телерешений рекламных задач готов признать, что художественные приемы здесь настолько концентрируются, что переводят деловую информацию, каковой в подавляющем большинстве случаев является рекламный текст, в сферу кино- и телеэстетики.

Попытки взаимодействия рекламы и науки - примета XX в. Особенно это проявилось в странах Запада. Сегментация потребительских групп или стратификация электората в избирательных кампаниях - почти рутинные социологические операции - используются регулярно и относительно результативно.

Успехи начальных исследований в приспособлении текстов рекламы к различным сегментам аудитории, в модификации рекламных задач соответственно потребительским, межфирменным или институциональным задачам породили и преувеличенные ожидания от взаимодействия рекламы и науки. Свидетельство тому - труд К.Хопкинса, президента рекламного агентства "Лорд энд Томас", написанный в год смерти автора - 1923-й. Показателен заголовок - "Принципы научной рекламы", другой вариант перевода - "Наука рекламы" (Scientific Advertising) или даже - "Научная реклама". В любом варианте он предполагает возможность полного совмещения двух различных видов деятельности. Этот заголовок способен породить иллюзии относительно того, что найдены средства точного научного прогнозирования результатов рекламной деятельности. Однако этих средств не было во времена Хопкинса, нет и поныне. Речь может идти об использовании социологических и психологических методов, увеличивающих результативность рекламы, но отнюдь не гарантирующих число голосов на выборах или количество покупок в магазинах.

Позиция К.Хопкинса - слепок того преклонения перед могуществом научного знания, которым отличались вершители западной и во многом российской культуры первой трети XX в.

 

"Пришло время, когда реклама для некоторых специалистов стала наукой... Любое решение предопределено, точное знание дает ориентиры к самому короткому, безопасному и дешевому способу достижения цели", - писал К. Хопкинс. В книге много полезных практических советов преуспевающего рекламиста своим коллегам. Однако с отправной теоретической позицией автора согласиться нельзя, т.к. в ней недооценивается громадная непредсказуемость человеческого поведения - особенно в частной, бытовой сфере, ответственной более других за массовое потребление. Именно поэтому один из новейших трудов по теории рекламы М.Сазерленда "Реклама и потребительское сознание" так много места уделяет иррациональным факторам поведения аудитории, разумеется, стараясь и в них найти научно обоснованные инварианты.

Внедренность психологических знаний в современный рекламный процесс глубока и основательна. В книге "Как использовать психологию для более успешного рекламирования", вышедшей в Нью-Джерси в 1956 г., М.Хэтвик опирается на мнение профессионального американского рекламиста середины 30-х гг. Х.Уоррена, который писал: "Чтобы знать, что люди будут покупать, мы должны знать человеческую натуру. Мы должны знать, что люди думают, изучать нормальные и ненормальные реакции, знать, как люди живут, быть в курсе их повседневной жизни. Мы должны знать их желания и амбиции, знать их нужды и стремления и уметь разобраться в этом"13.

Сегодня идет речь не о всеобщем и безотказном вмешательстве всемогущей науки в рекламный процесс, как во времена К.Хопкинса, а о конкретном, каждый раз заново проработанном наборе научных методов применительно к конкретной ситуации.

В современных агентствах полного цикла существуют отделы маркетинговых исследований, где используются количественные и качественные методы изучения потенциальной аудитории. Социологи, математики, социальные психологи

опираются на научно выверенные результаты проведенных тестов, массовых интервью, фокус-групп и т.п. Таков, например, телефонный опрос зрителей того или иного телеканала с выяснением процента запоминаемое™ рекламных роликов. Другой пример - "рогtfolio test", где участникам фокус-групп предлагается подборка знакомых рекламных произведений, в которую включена новая композиция. Будет ли она замечена? По результатам теста можно сделать выводы о предпочтительности того или иного творческого решения. "Это позволяет переиграть фальстарт и изменить направление рекламной кампании"14.

В последнее десятилетие особенно интенсивно стали развиваться методики, использующие разнообразную аппаратуру для фиксации физиологических реакций у избранных реципиентов и компьютеризированные технологии опросов. В случаях особо трудоемких заказов к выполнению подобной работы привлекаются нештатные сотрудники. Здесь мы видим прикладное использование социологических и психологических научных знаний, но, конечно, не превращение рекламирования в науку как таковую.

Объединяет разнообразные виды деятельности в ходе общего трудового процесса административно-управляющая инстанция. В ней сосредоточивается та совокупность операции, которая именуется рекламным менеджментом. Он призван координировать между собой все остальные звенья многофакторной деятельности. Эта рабочая позиция предъявляет своим исполнителям совокупность серьезных требований. Координаторы любого уровня должны не только блестяще владеть самой профессией, но и уметь чутко реагировать на изменение рынка в каждый конкретный момент. На этом блоке лежит ответственность за распределение бюджетных средств, которые обеспечивают исполнение различных творческих проектов. Посредством этого звена в рекламный процесс включается комплекс финансово-экономических зависимостей, без учета которых невозможно современное производство рекламы.

Далеко не всегда производственный блок целиком включен в структуру рекламного предприятия. С его персоналом могут заключить партнерские соглашения несколько коллективных или индивидуальных заказчиков. Важно то, что вместо голосовых связок единственного человека - глашатая - для донесения рекламы до аудитории ныне используются изощренные наукоемкие технологии.

 

На схеме на стр. 23 наглядно показано наше представление об

интегративности развитой рекламной деятельности. Это отнюдь не схематизация тех отделов, которые входят в состав рекламного агентства полного цикла, хотя такие совпадения и не исключены. Мы предлагаем сущностную, бытийную структуру (т.е. онтологию) именно многосоставности рекламной деятельности.

 

6.Укрощение познавательного парадокса.

В данной главе мы познакомимся с основными характеристиками рекламного творчества сквозь призму теории познания. Как говорилось выше, гносеология исследует структуру познавательных процессов в опыте культуры, варианты отношения тех или иных типов знаний к реальности, условия их достоверности и истинности. При взгляде на рекламный текст, при восприятии устной рекламы у многих людей, естественно, возникает вопрос: какова степень достоверности увиденной или услышанной информации? Поиски обобщенного ответа на этот вопрос как раз и приводят нас во "владения" гносеологии. Наши рассуждения не являются отмычкой для расшифровки каждого конкретного рекламного случая, но дают важные подсказки для ориентации в рекламном творчестве.

Рекламодатели более эрудированно смогут судить, какой объем информации от них потребуется и для каких творческих целей. Текстовики расширят свои представления о требованиях к качеству их произведений и способах их выполнения. Потребители окажутся более защищенными перед агрессией недобросовестной рекламы.

Без обстоятельного рассмотрения гносеологической сущности рекламы часть людей готова объявить лживой всю ее целиком. Другая часть настроена к рекламе вполне лояльно, но не застрахована от того, что после нескольких попаданий "на крючок" недобросовестных прокламаций из примирительной группы превратится в конфронтационную.

В отношении информационных ресурсов рекламы кардинальный вопрос "истина или ложь?" не имеет однозначного ответа... Скорее, ни то ни другое. Познавательная сущность рекламного процесса специфична, почему и требует особого рассмотрения. Эта сущность синтетична, т.е. содержит как полыпую долю истины, так и элементы, маскирующие ее (истины) чрезмерную обнаженность.

Подобный синтетизм, на наш взгляд, может быть назван гносеологическим парадоксом. Разобраться в нем и значит его "укротить". Ведь когда некоторые всеобщие взаимосвязи не распознаны, они в наших глазах выглядят непостижимой стихией. Когда же они постигнуты и осмыслены, то в определенных пределах ими удается управлять. Подчеркнем - в определенных пределах, так как возможность стихийности в творчестве всегда остается, что и делает его творчеством.

Слово "парадокс" происходит от греч. "paradoxos" - противоречащий общепринятому мнению - и характеризует единство противоречивых начал. В нашем случае такими началами являются познавательные операции фактографически документального содержания, с одной стороны, и иллюзорных построений, с другой. Гносеологическое содержание этих операций прямо противоположно. Как уже говорилось выше, ядром типового рекламного сообщения выступает информационный сгусток - передача существа явления, события, факта. "Приводите факты" - такова одна из ведущих заповедей Д.Огилви. Он пишет: "Среди авторов объявлений существует нелепое убеждение, что потребители не интересуются фактами. Ничто не может быть более далеким от правды, чем это мнение".

Вот именно - в основе качественного рекламного текста, на какую бы аудиторию он ни ориентировался, какому объекту ни посвящался - политику, вступающему в избирательную кампанию, или новой марке безалкогольных напитков, - в основе должен лежать факт. Факт - это достоверное отображение реального фрагмента действительности. Фактография - документальная основа любых качественных рекламных текстов. Это то основание, которое сближает рекламные "ветви" с деловой коммуникацией, а "ветвям", начинающим отклоняться от опорного "ствола" рекламы, не позволяет отступать от профессиональных норм слишком далеко. Документализм формирует в ходе своего воздействия на аудиторию несколько сильнодействующих эффектов. Это, во-первых, эффект наглядности - достижение того, что можно назвать очевидной убедительностью. Во-вторых, это эффект достоверности, что можно квалифицировать как подтвержденную убедительность. И, наконец, это эффект принципиальной реализуемости, достижимости желаний, удовлетворить которые призывает рекламный текст.

Фактографичность, документализм - гносеологическое ядро рекламной информации. Но если бы этим данное творчество ограничивалось, тогда бы не столь резко, устойчиво и массово звучали нарекания по поводу лживости его произведений. В чем же тут дело? В том, что, как упоминалось выше, цель рекламного сообщения не только информировать аудиторию, но и побудить некоторую ее часть - желательно наибольшую - к действию: поездке, покупке, посещению митинга, участию в карнавале, вспомоществованию бедным, взносу в экологический фонд и т.п. А для этого фактографического информирования мало. Для этого фактографическое ядро сообщения необходимо облечь обвораживающим облачением: символическим, метафорическим, изобразительным, музыкальным, игровым и т.п. Качественная реклама призвана не только оперативно и правдиво сообщать о факте, но излучать тот притягательный шарм, который в восприятии аудитории стимулирует возникновение иллюзорных конструкций. И вновь сошлемся на Д.Огилви: "Говорите правду, но сделайте правду очаровательной".

В момент соприкосновения рекламного сообщения с восприятием реципиентов возникает духовный феномен, который именуется иллюзией. Это - переживание некоторых возможностей, средоточие надежд и фантазий личности или сообщества относительно усовершенствования элементов окружающего мира или самих себя. З.Фрейд писал:

«Иллюзии - реализация самых древних, самых настойчивых, самых сильных желаний человечества. Тайна их силы кроется в силе этих желании».

 

В рекламе факт появления на рынке нового продукта и его действительные характеристики обрамляются совокупностью тех возможностей, которые принесет покупателям приобретение этого товара. На деле эти возможности зачастую оказываются иллюзией, но вины рекламы в том нет. Покупатели - в случае фактологически достоверной рекламы - делают добровольный выбор, следуя силе своих желаний. Иллюзия - законная дочь потребности и производного от нее желания. Это как бы первый этап исполнения заветного желания - осуществление его в мечтах, в фантазиях, в чувствах. По большинству параметров иллюзия контрастна факту. Последний - объективен, базируется на документальной достоверности, которая может быть подтверждена экспертами и свидетелями. Иллюзия - субъективна, формируется во внутреннем мире человека, мобилизуя резервы воображения, "подогревая" ими эмоциональное состояние личности. Как пишет французский философ Ж.Бодрийяр, "реклама фиксирует потенциал воображаемого и дает ему выход".

Иллюзию часто называют мнимым удовлетворением желания, результатом неведения, заблуждения, объясняют отсутствием у того или иного человека трезвого рационализма и критицизма. Справедливые утверждения. Их можно повторять, как заклинание, множество раз на дню. Но это вряд ли повлияет на бытие того психического феномена, который именуется иллюзией, вряд ли сможет его "отменить" или даже "укротить" активность его вмешательства в судьбы индивидуума, общества, человечества. И в судьбы рекламных произведений.

К тому же на новом - современном - витке нашей духовной эволюции уместно более взвешенно отнестись к природе иллюзий, оценив не только их вредоносную, но и благотворную роль в жизни человека. Да, конечно, постоянная подмена реальности иллюзиями непродуктивна, порой - асоциальна. Крайне болезненно для общества, как и для отдельной личности, прозревать от долговременной иллюзорности мировоззренческих представлений, чем, в частности, и порожден современный духовный кризис в России.

Но есть в коварной и многомерной иллюзорности и привлекательные грани. Это временное или длительное обеспечение душевного комфорта личности, воспринимавшей иллюзию как истину. Это подчас мощный стимул к вполне продуктивнои деятельности, результаты которой, даже вопреки первоначальной установке ее автора - общественно полезны.

И, наконец, это активизация воображения, фантазии, глубинных психологических родников творчества. И можем ли снизить свое отношение к великим обретениям человеческой культуры, таким как Надежда, Вера, Любовь, осознав, что и эти духовные, нравственные вершины бытия в значительной степени "сотканы" из иллюзий? Напротив, следует со всей очевидностью признать правоту слов Ф.Ницше, замечавшего, что отказ от иллюзий сделал бы жизнь немыслимой. Иллюзии - профилактический амортизатор в столкновении вступающих в жизнь людей с жесткостью, а часто и жестокостью жизненных обстоятельств. Другими словами, попытки "отменить" бытие иллюзий как реального психологического феномена, действующего в повседневности, сами оказываются иллюзией - мнимым осуществлением давней мечты человечества: рационально постичь и объяснить мир, чтобы по нормам разума переделать его. Россия поныне больно переживает последствия очередного краха такой попытки.

На таком величественном фоне упрек рекламному творчеству за сам процесс создания и распространения иллюзий неслишком справедлив. Не упрекаем же мы - будучи в здравом уме - высокое искусство за порождение и распространение фантомов. Напротив, перед шедеврами тако


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: