Раздел 2. Филология в системе гуманитарных дисциплин

Тема 2.1. Филология и смежные дисциплины:

1) лингвистика и психология; 2) лингвистика и социология; 3) психолингвистика; 4) юрислингвиститка; 5) лингвистика и информатика (компьютерные технологии в лингвистических исследованиях); 6) лингвистика и литературоведение; 7) лингвистика и культурология (лингвокультурология).

Раздел 3. "Полипарадигматизм" современной лингвистики

Тема 3.1. Горизонты современной лингвистики: традиции и новаторство

Структурно-системное изучение языка как основа для развития других научных направлений; объект, предмет, цели и методы структурной лингвистики.Осмысляется принцип целостности знания в парадигме лингвистических исследований.

Тема 3.2. Становление антропоцентрической исследовательской парадигмы:

1) когнитивная лингвистика, 2) интерпретационное направление, 3) коммуникативно-прагматическое направление, 4) социолингвистика, 4) лексикография: создание словарей активного типа, 5) теория языковой личности, 6) гендерная лингвистика и др.

Тема 3.3. Новые источники языкового материала:

лексикографические и текстовые корпусы; новые типы словарей.

Тема 3.4. Диалог как объект междисциплинарного исследования:

диалог в психологии, в лингвистике, культурологи, литературоведении.

Содержание дисциплины «Филология в системе современного гуманитарного знания» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

Таблица 2. Тематическое планирование

  Тематические разделы и темы дисциплины Виды и формы учебной работы, в часах
Лекции ПЗ ЛЗ СР
I.Раздел 1.Понятие современной филологической научной парадигмы
1.1. Осмысление основных понятий науки о языке     2*    
1.2. История филологии        
1.3 Основные принципы гуманитарных исследований          
Раздел 2. Филология в системе гуманитарных дисциплин
2.1. Филология и смежные дисциплины:     2*    
Раздел 3. "Полипарадигматизм" современной лингвистики  
3.1. Горизонты современной лингвистики: традиции и новаторство        
3.2. Становление антропоцентрической исследовательской парадигмы   2*    
3.3. Новые источники языкового материала:          
3.4.. Диалог как объект междисциплинарного исследования          
  ИТОГО        
  В том числе в интерактивной форме*   6*    

 

Общая трудоемкость первой части курса «»Филология в системе современного гуманитарного знания» - 54 часа, 1,5 ЗЕТ.

В рамках направления подготовки 032700.68 Филология дисциплина «Филология в системе современного гуманитарного знания» предполагает две ведущих составляющих: лингвистика и литературоведение в их соотнесении, поэтому курс читается двумя преподавателями – лингвистом и литературоведом. Общая трудоемкость дисциплины 108 часов, 3 ЗЕТ, в том числе 36 часов экзамен.

 

Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

Тематический план дисциплины Задания для самостоятельной работы Форма отчета Трудоемкость задания, часы
1. Филология: объект, цели, методы исследований; различия в трактовке термина «филология» в западной и отечественной науке. Лингвистика и литературоведение как отделы филологии; их подход к тексту (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Ф. де Соссюр)   Анализ работ: Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус // Известия РАН. Сер. лит. и яз.1994. Т.53. №3. С.. 3–15; Чувакин А. А. Основы филологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Филология". М.: Флинта: Наука, 2011; Алефиренко, Н. Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие для вузов по направлению "Филологическое образование": доп. УМО вузов РФ; Аверинцев С.С. Текст // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; Бахтин М.М.Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. Изд.2-е. М., 1986.С. 297-325; Виноградов В.В.История русских лингвистических учений. М., 1978 Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000. Подготовка конспектов и индивидуальное собеседование по теме; Самостоятельный комплексный анализ текста, включающего литературоведческие и лингвистические составляющие.  
2. История филологии: 1) научные традиции древности (античная филология, древнеиндийская филология, арабская филология); 2) филология средних веков; 3) филология Х1Х века; 4) филология ХХ века.   Анализ работ: Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000. Чувакин А. А. Основы филологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Филология". М.: Флинта: Наука, 2011; Виноградов В.В.История русских лингвистических учений. М.: Высшая школа, 1978; История языкознания: донаучный период. Хрестоматия. Томск, 2002. Нелюбин Л. Л. История науки о языке. Москва: Флинта: Наука, 2008. Участие в семинарском занятии: подготовка конспекта, подготовка вопроса об одном из этапов становления и развития филологии .  
3. Принципы лингвистических исследований конца ХХ – начала ХХI веков: целостность и системность; диалогичность; контрастивность; рационализм. .   Анализ лингвистических работ: Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство/ Под ред. Рябцевой Н. К. М, 2009. Бахтин М.М.Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. Изд.2-е. М., 1986.С. 297-325; КубряковаЕ.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца ХХ века. М., 1995. С. 144–238; Постовалова В.И. Наука о языке в свете идеала цельного знания // Язык и наука конца ХХ века. М., 1995. С.342–420.   Участие в семинарском занятии.  
4. Филология и смежные дисциплины: 1) лингвистика и психология; 2) лингвистика и социология; 3) психолингвистика; 4) юрислингвиститка; 5) лингвистика и информатика (компьютерные технологии в лингвистических исследованиях); 6) лингвистика и литературоведение; 7) лингвистика и культурология (лингвокультурология).   Анализ лингвистических работ: Карасик В.И. Язык социального статуса. М., 1992. Фрумкина Р.М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога //НТИ, 1992. Сер.2, № 3. С.1–8; Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1992; Булыгина Е.Ю., Лаппо М.А., Трипольская Т.А.Судебная лингвистическая экспертиза текстов //Исследование и экспертиза экстремистских материалов. Новосибирск, 2011. С. 185-207; Гуревич П.С. Культурология. М., 1996; Вежбцкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый источник и инструмент анализа языковой способности // Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А.Русский ассоциативный словарь. М., 1994; Захаров В. П. Богданова С. Ю.Корпусная лингвистика. Учебник для студентов гуманитарных вузов. Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2011. Каждый учащийся выбирает для подготовки вопрос, связанный с взаимодействием лингвистики и какой-либо смежной гуманитарной дисциплины. Отчет о работе присылается преподавателю в письменном виде.  
5. Горизонты современной лингвистики: традиции и новаторство Структурно-системное изучение языка как основа для развития антропоцентрических научных направлений. Анализ лингвистических работ: Соссюр Ф., де. Труды по языкознанию. М., 1977; Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца ХХ века. М., 1995. С. 144–238; Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус // Известия РАН. Сер. лит. и яз.1994. Т.53. №3. С.. 3–15;   Участие в семинарском занятии.  
6. Становление антропоцентрической исследовательской парадигмы: 1) когнитивная лингвистика, 2) интерпретационное направление, 3) коммуникативно-прагматическое направление, 4) социолингвистика, 4) лексикография: создание словарей активного типа, 5) теория языковой личности, 6) гендерная лингвистика и др. Анализ лингвистических работ: Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство/ Под ред. Рябцевой Н. К. М, 2009. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца ХХ века. М., 1995. С. 144–238; Рахилина Е.В. основные идеи когнитивной семантики // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. М., 1997. С.370–389; Прагматика//Лингвистический энциклопедический словарь, М.: Советская энциклопедия. 1990; Язык и интеллект. М., 1995; Филмор Ч. Фреймы и семантика понимания //Новое в зарубежной лингвистике. Вып.23. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. С.52–92. Матханова И.П., Трипольская Т.А Интерпретационные аспекты лингвистики: проблемы и перспективы //Проблемы интерпретационной лингвистики: интерпретаторы и типы интерпретации.Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. С. 6–19. Методы и приемы научного анализа в филологических исследованиях. Воронеж, 1978.   Участие в семинарском занятии: обсуждение различных направлений антропоцентрической научной парадигмы  
7. Новые источники языкового материала: лексикографические и текстовые корпусы; новые типы словарей.   1. Захаров В. П. Богданова С. Ю.Корпусная лингвистика. Учебник для студентов гуманитарных вузов. Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2011. 2.ruscorpora.ru:Знакомство с разными текстовыми корпусами: структура корпуса, особенности разметки, возможности, предоставляемые пользователю. Самостоятельная работа, ориентированная на формирование навыков сбора исследовательского материала в текстовых корпусах и лексикографических источниках.  
8. Диалог как объект междисциплинарного исследования: диалог в психологии, в лингвистике, культурологи, литературоведении.   Анализлингвистических работ: Бахтин М.М.Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. Изд.2-е. М., 1986.С. 297-325; Волошинов В.Н (Бахтин М.М.). Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М. 1993; Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000; Винокур Т.Г. Диалогическая речь // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136-137; Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. Екатеринбург: Изд-во. Урал. ун-та, 2001. Подготовка и участие в семинарском занятии, обсуждение аспектов изучения диалога.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: