Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость первой части курса «»Филология в системе современного гуманитарного знания» - 54 часа, 1,5 ЗЕТ.

В рамках направления подготовки 032700.68 Филология дисциплина «Филология в системе современного гуманитарного знания» предполагает две ведущих составляющих: лингвистика и литературоведение в их соотнесении, поэтому курс читается двумя преподавателями – лингвистом и литературоведом. Общая трудоемкость дисциплины 108 часов, 3 ЗЕТ, в том числе 36 часов экзамен. Курс читается в первом семестре первого курса.

2. «Педагогический сценарий изучения дисциплины»

Курс предполагает следующие виды работы: лекции и практические занятия, на которых обсуждаются поставленные в лекциях вопросы, анализируется лингвистическая литература, заслушиваются сообщения магистрантов, посвященные изучению основных направлений филологии в ее соотнесении с другими гуманитарными дисциплинами.

УМК по данной дисциплине содержит лекции по ключевым вопросам курса.

Темы практических занятий

1. Филология: объект, цели, методы исследований; различия в трактовке термина «филология» в западной и отечественной науке. Лингвистика и литературоведение как отделы филологии; их подход к тексту.

2. Принципы филологических исследований.

3. Филология и смежные дисциплины: 1) лингвистика и психология; 2) лингвистика и социология; 3) психолингвистика; 4) юрислингвиститка; 5) лингвистика и информатика (компьютерные технологии в лингвистических исследованиях); 6) лингвистика и литературоведение; 7) лингвистика и культурология (лингвокультурология).

4. Основные направления лингвистических исследований конца ХХ ­ начала ХХ1 веков: полипарадигматизм современной науки.

5. Становление антропоцентрической исследовательской парадигмы: 1) когнитивная лингвистика, 2) интерпретационное направление, 3) коммуникативно-прагматическое направление, 4) социолингвистика, 4) лексикография: создание словарей активного типа, 5) теория языковой личности и др.

6. Методы лингвистических исследований.

7. Логический анализ языка.

8. Основные проблемы современной прагматики

9. Диалог как объект междисциплинарных исследований.

10. Филология в системе гуманитарного и естественнонаучного знания: анализ лекций В. Иванова о происхождении языка в проекте «Академия» на ГТРК «Культура.

 

Советы по подготовке к экзамену.

Экзаменационная работа предполагает самостоятельную подготовку реферата по избранному вопросу (одному из направлений современной лингвистики в его соотнесении с другими исследовательскими областями). По результатам письменной работы магистрант делает доклад на итоговой конференции и участвует в обсуждении других докладов по ключевым проблемам курса.

Студент выбирает тему экзаменационной работы самостоятельно или из предложенного списка, самостоятельно подбирает специальную литературу и анализирует ее, определяет основную проблематику того или иного направления современной лингвистики, систему исследовательских методов и приемов и источники материала.

Выбрав тему зачетной работы, студент может получить индивидуальную консультацию: как подобрать литературу для реферирования, каким образом представить выбранный аспект филологического анализа и соотнести его с другими научными направлениями, как построить/структурировать текст работы и подготовить доклад.

В УМК по «Филологии в системе современного гуманитарного знания» представлены лекции по ключевым вопросам курса.

Вопросы к экзамену

Подготовка предполагает изучение одного из вопросов, письменное оформление ответа на вопрос, составление списка литературы по проблеме, в котором выделены те работы, которые использованы при подготовке к экзамену.

2. Филология: объект, цели, методы исследований; различия в трактовке термина «филология» в западной и отечественной науке. Лингвистика и литературоведение как отделы филологии; их подход к тексту.

3. История филологии: 1) научные традиции древности (античная филология, древнеиндийская филология, арабская филология); 2) филология средних веков; 3) филология Х1Х века; 4) филология ХХ века (для спецвопроса можно выбрать один из периодов развития науки).

4. Филология и смежные дисциплины: (для спецвопроса можно выбрать какое-либо одно лингвистическое направление в соотнесении с другой гуманитарной дисциплиной): 1) лингвистика и психология; 2) лингвистика и социология; 3) психолингвистика; 4) юрислингвиститка; 5) лингвистика и информатика (компьютерные технологии в лингвистических исследованиях); 6) лингвистика и литературоведение; 7) лингвистика и культурология (лингвокультурология)

5. Принципы гуманитарных (в том числе и лингвистических) исследований конца ХХ – начала ХХ1 веков: целостность и системность; диалогичность (диалог); контрастивность; рационализм.

6. Основные направления лингвистических исследований конца ХХ ­ начала ХХ1 веков: полипарадигматизм современной науки.

7. Структурно-системное изучение языка как основа для развития других научных направлений; объект, предмет, цели и методы структурной лингвистики.

8. Становление антропоцентрической исследовательской парадигмы: 1) когнитивная лингвистика, 2) интерпретационное направление, 3) коммуникативно-прагматическое направление, 4) социолингвистика, 4) лексикография: создание словарей активного типа, 5) теория языковой личности и др. (для спецвопроса можно взять характеристику одного направления антропоцентрической научной парадигмы).

9. Диалог как объект междисциплинарных исследований.

10. Основные проблемы современной прагматики.

11. Логический анализ языка.

12. Методы лингвистических исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: