Общая трудоемкость первой части курса «»Филология в системе современного гуманитарного знания» - 54 часа, 1,5 ЗЕТ.
В рамках направления подготовки 032700.68 Филология дисциплина «Филология в системе современного гуманитарного знания» предполагает две ведущих составляющих: лингвистика и литературоведение в их соотнесении, поэтому курс читается двумя преподавателями – лингвистом и литературоведом. Общая трудоемкость дисциплины 108 часов, 3 ЗЕТ, в том числе 36 часов экзамен. Курс читается в первом семестре первого курса.
2. «Педагогический сценарий изучения дисциплины»
Курс предполагает следующие виды работы: лекции и практические занятия, на которых обсуждаются поставленные в лекциях вопросы, анализируется лингвистическая литература, заслушиваются сообщения магистрантов, посвященные изучению основных направлений филологии в ее соотнесении с другими гуманитарными дисциплинами.
УМК по данной дисциплине содержит лекции по ключевым вопросам курса.
Темы практических занятий
|
|
1. Филология: объект, цели, методы исследований; различия в трактовке термина «филология» в западной и отечественной науке. Лингвистика и литературоведение как отделы филологии; их подход к тексту.
2. Принципы филологических исследований.
3. Филология и смежные дисциплины: 1) лингвистика и психология; 2) лингвистика и социология; 3) психолингвистика; 4) юрислингвиститка; 5) лингвистика и информатика (компьютерные технологии в лингвистических исследованиях); 6) лингвистика и литературоведение; 7) лингвистика и культурология (лингвокультурология).
4. Основные направления лингвистических исследований конца ХХ начала ХХ1 веков: полипарадигматизм современной науки.
5. Становление антропоцентрической исследовательской парадигмы: 1) когнитивная лингвистика, 2) интерпретационное направление, 3) коммуникативно-прагматическое направление, 4) социолингвистика, 4) лексикография: создание словарей активного типа, 5) теория языковой личности и др.
6. Методы лингвистических исследований.
7. Логический анализ языка.
8. Основные проблемы современной прагматики
9. Диалог как объект междисциплинарных исследований.
10. Филология в системе гуманитарного и естественнонаучного знания: анализ лекций В. Иванова о происхождении языка в проекте «Академия» на ГТРК «Культура.
Советы по подготовке к экзамену.
Экзаменационная работа предполагает самостоятельную подготовку реферата по избранному вопросу (одному из направлений современной лингвистики в его соотнесении с другими исследовательскими областями). По результатам письменной работы магистрант делает доклад на итоговой конференции и участвует в обсуждении других докладов по ключевым проблемам курса.
|
|
Студент выбирает тему экзаменационной работы самостоятельно или из предложенного списка, самостоятельно подбирает специальную литературу и анализирует ее, определяет основную проблематику того или иного направления современной лингвистики, систему исследовательских методов и приемов и источники материала.
Выбрав тему зачетной работы, студент может получить индивидуальную консультацию: как подобрать литературу для реферирования, каким образом представить выбранный аспект филологического анализа и соотнести его с другими научными направлениями, как построить/структурировать текст работы и подготовить доклад.
В УМК по «Филологии в системе современного гуманитарного знания» представлены лекции по ключевым вопросам курса.
Вопросы к экзамену
Подготовка предполагает изучение одного из вопросов, письменное оформление ответа на вопрос, составление списка литературы по проблеме, в котором выделены те работы, которые использованы при подготовке к экзамену.
2. Филология: объект, цели, методы исследований; различия в трактовке термина «филология» в западной и отечественной науке. Лингвистика и литературоведение как отделы филологии; их подход к тексту.
3. История филологии: 1) научные традиции древности (античная филология, древнеиндийская филология, арабская филология); 2) филология средних веков; 3) филология Х1Х века; 4) филология ХХ века (для спецвопроса можно выбрать один из периодов развития науки).
4. Филология и смежные дисциплины: (для спецвопроса можно выбрать какое-либо одно лингвистическое направление в соотнесении с другой гуманитарной дисциплиной): 1) лингвистика и психология; 2) лингвистика и социология; 3) психолингвистика; 4) юрислингвиститка; 5) лингвистика и информатика (компьютерные технологии в лингвистических исследованиях); 6) лингвистика и литературоведение; 7) лингвистика и культурология (лингвокультурология)
5. Принципы гуманитарных (в том числе и лингвистических) исследований конца ХХ – начала ХХ1 веков: целостность и системность; диалогичность (диалог); контрастивность; рационализм.
6. Основные направления лингвистических исследований конца ХХ начала ХХ1 веков: полипарадигматизм современной науки.
7. Структурно-системное изучение языка как основа для развития других научных направлений; объект, предмет, цели и методы структурной лингвистики.
8. Становление антропоцентрической исследовательской парадигмы: 1) когнитивная лингвистика, 2) интерпретационное направление, 3) коммуникативно-прагматическое направление, 4) социолингвистика, 4) лексикография: создание словарей активного типа, 5) теория языковой личности и др. (для спецвопроса можно взять характеристику одного направления антропоцентрической научной парадигмы).
9. Диалог как объект междисциплинарных исследований.
10. Основные проблемы современной прагматики.
11. Логический анализ языка.
12. Методы лингвистических исследований.