ГОСТ Р 54 869 устанавливает требования к процессу управления проектом от его начала до завершения. Стандарт является универсальным для любой предметной области и содержит требования, которые могут быть применимы как физическими, так и юридическими лицами для любых проектов (по виду, типу, сложности и т. д.).
Назначение
ГОСТ Р 54 869 устанавливает требования к управлению проектом для обеспечения эффективного достижения целей проекта. Указанные в стандарте требования применимы для организации любого рода проектной деятельности, повышения ее эффективности, усовершенствования процесса управления проектами, а также для оценки соответствия отдельно взятой проектной деятельности требованиям, определенным в стандарте.
Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами
Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами (National Competence Baseline, NCB, НТК) — стандарт, описывающий национальные требования, разработанные Российской ассоциацией управления проектами (СОВНЕТ) на основе стандарта ICB IPMA с учетом осуществленных разработок и накопленного опыта УП в России.
|
|
Российская национальная ассоциация управления проектами (СОВНЕТ) была создана в конце 1990 г., а в феврале 1991 г. вошла в состав IPMA.
Назначение
СОВНЕТ, как и другие национальные ассоциации, на основании двусторонних соглашений с IPMA получила право самостоятельно осуществлять сертификацию проектных менеджеров под эгидой IPMA. При этом СОВНЕТ разработала и утвердила собственную детальную документацию для сертификационной программы и Национальные требования к компетентности (НТК, NCB). При разработке НТК национальным ассоциациям предоставляется определенная свобода действий для учета особенностей национальной культуры и достижений в области управления проектами [38].
Итак, назначение стандарта НТК в том, что он, так же как и ICB, определяет международные требования к компетентности специалистов по УП и является основой для их профессиональной сертификации. НТК — основа сертификационной программы России, которая реализуется сертификационным центром СОВНЕТ-СЕРТ в рамках национальной ассоциации УП.
Актуальная редакция НТК — 3.0, которая была введена в действие в сентябре 2010 г. взамен редакции 2.0, действующей с 1999 г.
Структура
На базе разработок и опыта СОВНЕТ совокупность возможных процессов управления проектами рассматривается в рамках активной комплексной кибернетической системы, включающей объекты, субъекты и процессы управления, получившей название «системная модель управления проектами» [13].
|
|
Системная модель представляет собой свернутые структуры («деревья»), включающие все элементы проектного управления, сгруппированные по трем блокам: объекты управления, субъекты управления, процесс управления. Все элементы модели «Глаз» ICB соотносятся с названными блоками системной модели управления проектами [38].
В НТК все элементы компетентности сгруппированы в соответствии с системной моделью и ICB в следующие четыре группы:
Объекты управления и контекстуальная компетентность.
Субъекты управления и поведенческая компетентность.
Процессы управления и техническая компетентность.
Базовая (общая) компетентность.
Визуализация полученной модели может быть сделана по аналогии с диаграммой компетентности «Глаз» ICB (рис. 3) и в дальнейшем будет называться «диаграмма компетентности «Глаз» НТК» [38].
Общее количество элементов компетентности (компетенций) в НТК равно 55. Соотношение содержания описания элементов компетентности в ICB и НТК сведены в таблицу 4.
Таблица 4. Соотношение содержания описания компетенций в ICB и НТК
Из дополнительных элементов компетентности четыре компетенции выделены в отдельную группу компетенций под названием «Базовая (общая) компетентность», которая в диаграмме компетентности «Глаз» НТК представлена «Зрачком» (рис. 3).
Рис. 3. Диаграмма компетентности «Глаз» НТК
Краткое описание
В НТК описаны 55 элементов компетентности (компетенций). Описание каждого элемента включает [38]:
ключевое определение — общее представление о компетенции;
свод знаний — позволяет более детально описать назначение элемента компетентности в УП;
возможные шаги процесса — минимальный набор технологических шагов применения элемента компетентности в процессе управления проектом;
темы для изучения — разделы дисциплины «Управление проектами», описывающие детали вопросов, связанных с описываемым элементом компетентности;
критерии оценки компетентности по уровням — критерии оценки, необходимые для проведения сертификации специалистов по каждому уровню;
основные связи — перечисление других элементов компетентности, с которыми тесно связана описываемая компетенция.
НТК включает 10 элементов компетентности, входящих в группу «Объекты управления и контекстуальная компетентность» (таблица 5).