Примеры событий общения для детей младшего дошкольного возраста

Ситуация общения

Ситуация общения – специально проектируемые педагогом; возникающие спонтанно формы общения, направлены на формирование коммуникативных способностей.

Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. При организации ситуаций педагог чаще всего “идет от детей”, т. е. подмечает их в детской деятельности. Специально планируемыми ситуациями общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку», «Из какой сказки эти вещи?», «Магазин волшебных вещей».

Типы ситуаций общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и др. в каждой ситуации перед детьми возникает проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы (принцип «интеллектуального голода»), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Дети должны испытывать палитру интеллектуальных эмоций: удивление при встречи с объектами, интерес к выявлению причин различных событий, сомнение, догадку, радость успеха и открытий.

Особенности ситуаций общения как формы работы с детьми

1. участие в ситуации общения (в основном добровольное);

2. позиция взрослого как партнера по общению;

3. изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций. Взрослый – это человек, который стремиться к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие темы, уходить от неприятных ситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы, не повторять за воспитателем то, что все уже слышали, не выходить к доске и т.п.);

4. ситуация планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органичному включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе;

5. длительность ситуации общения от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;

6. предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения.

7. ситуации общения могут быть реально-практическими и игровыми. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей.

В младшей группе целесообразно проводить ситуации общения, побуждающие ребенка искать и устранять причину, мешающую ему действовать и лежащую на поверхности. Например, что-то мешать открыть или закрыть дверь, задвинуть ящик с игрушками, провезти тележку или машину и т.п. Определение причины нарушения привычных явлений уже требует включения логического мышления, хотя и осуществляемого в наглядно-действенной форме. Таким же образом у детей формируют понимание временных и причинно-следственных связей и отношений. Для этого прежне всего необходимо научить ребенка видеть реальную последовательность событий.

Примеры событий общения для детей младшего дошкольного возраста

« Что-то мешает открыть (или закрыть) дверь »

Цели: побуждать детей искать и устранить причину, мешающую им действовать; формировать понимание причинно-следственных связей и отношений; учить видеть реальную последовательность событий; формировать коммуникативные способности.

Алгоритм проведения ситуации общения:

1. создание педагогом реально-практической ситуации: дверь не открывается.

Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый… (мухомор).

Меня узнаешь за версту, зовусь я… (подосиновик).

Всех прилетных птиц черней, чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица… (грач).

На шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его … (скворец).

«Как люди отдыхают».

Цель: учить детей рассуждать, делать предположения, достойно отстаивать свою точку зрения, с уважением относиться к мнению окружающих.

1. Педагог проводит экспресс-опрос среди детей по теме «Что такое отдых?»

Вопросы для обсуждения: «Что такое отдых?», «Для чего человеку нужен отдых?», «Что такое отпуск и каникулы»

2. Вместе с детьми рассматриваются ситуации: «как отдыхает человек (взрослый, ребенок) в течение дня, суток?»; «почему субботу и воскресение мы называем днями отдыха?»; «зачем школьникам нужны каникулы?»; «что делают взрослые во время отдыха?»; «какие места отдыха есть в городе?»; «как можно отдохнуть на природе?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow