Условия, необходимые для развития детской игры, полноценного игрового общения

· Обогащение детей впечатлениями об окружающем мире

· Привлечение внимания к содержанию деятельности детей из их взаимоотношений (беседы, обсуждения событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение и т.д.)

· Активная позиция ребенка в деятельности.

Для развития полноценного игрового общения педагоги используют такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС). Известно 4 вида таких ситуаций:

1) Ситуация иллюстрации

2) Ситуация упражнения

3) Ситуация партнерского взаимодействия (ситуации проблемы)

4) Ситуации оценки

В ситуациях иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. В этом случае рекомендуется использовать кукольный театр, который позволяют дать детям образцы социально приемлемого поведения, активировать навыки эффективного общения. Чаще всего ситуации иллюстрации используются в младшей группе.

Начиная со средней группы, параллельно с использованием ситуаций иллюстраций предлагаются игровые ситуации упражнения. Включаясь в такие ситуации, дети гарантируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях проблемах) способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

Действуя в игровом образе, ребенок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, а затем и реальное поведение.

В старшей группе начинают использоваться ситуации оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например, принятие в дошкольном возрасте на себя ролей отрицательных персонажей в ходе игр-драматизаций должно вызвать феномен децентрации, т.е. формировать умение моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, но не провоцировать эмоциональное слияние с его образом, идентификации с ним. Это позволяет сравнивать различные черты характера (добрый – злой, честный - лживый) и создавать установку на формирование положительных черт характера у детей.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом.

Обучение игровому (диалогическому) общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов. В таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются следующие задачи: коммуникативное развитие детей; пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка; его языковых игр, диалог между детьми – детской звуковой и коммуникативной самостоятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: