Состав, доходы и расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

 

Основным недостатком бюджетного финансирования является обезличивание бюджет­ных средств, что не всегда влечет возможность достаточного финансирования социальных про­грамм. В этих условиях возникла необходимость в обособленных от бюджетов целевых фондах денежных средств с закрепленными за ними доходами. Такие фонды позволяют государству более эффективно аккумулировать денежные ресурсы и расходовать их в соответствии с целе­вым назначением.

Внебюджетные фонды широко распространены не только в нашей стране, но и за рубе­жом. Кроме стран СНГ, структура внебюджетных фондов в которых напоминает отечествен­ную, внебюджетные фонды существуют и в странах Восточной Европы, в США, Франции, Японии, Германии.

Необходимость формирования государством целевых фондов денежных средств закреп­лена и в международных документах, например, принятые 29 июня 1933 г. две конвенции Ме­ждународной организации труда: Конвенция № 35 об обязательном страховании по старости трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также тру­дящихся, работающих на дому, и домашней прислуги и Конвенция № 36 об обязательном стра­ховании по старости трудящихся в сельском хозяйстве - предусматривают, что управление фи­нансовыми средствами финансовых страховых социальных фондов ведется отдельно от управ­ления государственными средствами (ст. 10). Эти конвенции не были ратифицированы ни СССР, ни Российской Федерацией, однако именно они закрепили на международно-правовом уровне принцип отделения средств социального страхования от государственного бюджета.

В соответствии со ст. 10 БК РФ, установившей структуру бюджетной системы Россий­ской Федерации, внебюджетные фонды существуют только на двух ее уровнях, а именно феде­ральном уровне и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в зависимости от территориального уровня государственные внебюджет­ные фонды можно подразделить на государственные внебюджетные фонды Российской Феде­рации и территориальные государственные внебюджетные фонды.

По поводу нахождения внебюджетных фондов в составе бюджетной системы Российской Федерации существует несколько точек зрения. В частности, некоторые исследователи счита­ют, что внебюджетные фонды не следует включать в бюджетную систему Российской Федера­ции, поскольку «внебюджетные фонды существенно отличаются от государственных и мест­ных бюджетов своим предназначением, конкретным целевым содержанием, правовым режи­мом».

Напротив, по ст. 10 БК РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов включают­ся в состав бюджетной системы Российской Федерации, под которой понимается «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регули­руемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюд­жетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов».

Согласно БК РФ составление, рассмотрение, принятие, исполнение и контроль за испол­нением бюджетов государственных внебюджетных фондов подчиняются общим принципам организации бюджетной системы Российской Федерации. Особенности деятельности внебюд­жетных фондов выделены в БК РФ в специальную главу (гл. 17 «Бюджеты государственных внебюджетных фондов») [41, с.158].

Во всем остальном, включая порядок формирования в основном за счет налоговых дохо­дов, порядок исполнения и контроля за исполнением, бюджеты государственных внебюджет­ных фондов аналогичны государственным и местным бюджетам.

Согласно положениям ст. 144 БК РФ в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

бюджет Пенсионного фонда РФ;

бюджет Фонда социального страхования РФ;

3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюдже-
ты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

На уровне муниципальных образований ст. 10 БК РФ, установившая структуру бюджет­ной системы Российской Федерации, не предусматривает создание иных фондов денежных средств, кроме местных бюджетов.

К внебюджетным фондам также нередко относят так называемые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданные на основании Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической поли­тике». В соответствии с данным Федеральным законом принято Постановление Правитель­ства РФ от 3 июля 2012 г. № 680 «Об уставе федерального государственного бюджетного уч­реждения «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2012 г. № 133 «Об уставе федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследова­ний». Учредителем и собственником фондов является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителей фондов от имени Российской Федерации осуществляет Правительст­во Российской Федерации. Функции и полномочия собственника имущества, переданного фон­дам, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Таким образом, внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для финансирования научных исследований и экспериментальных разрабо­ток, являются одной из разновидностей специальных (внебюджетных) средств учреждений.

Говоря об отличительных признаках внебюджетных фондов по отношению к внебюд­жетным средствам учреждений, необходимо отметить, что внебюджетные средства, в отличие от средств государственных внебюджетных фондов (имеющих свой собственный бюджет), учитываются в государственном бюджете как доходы от использования имущества, находяще­гося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания плат­ных услуг (ст. 42 БК РФ).

Основным источником пополнения государственных социальных внебюджетных фондов являются страховые взносы, взимаемые в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд соци­ального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Согласно ст. 5 указанного закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний». Согласно ст. 5 данного Федерального закона обяза­тельному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний подлежат:

физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенно­го со страхователем;

физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страховате­лем.

Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обя­зан уплачивать страховщику страховые взносы.

Обязательное медицинское страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Россий­ской Федерации». Страховым случаем по данному виду страхования является совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактиче­ские мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страхо­вое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию. Страховое обеспечение по обя­зательному медицинскому страхованию - исполнение обязательств по предоставлению застра­хованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.

Таким образом, все указанные органы являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, юридическими лицами, имеют само­стоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Рос­сийской Федерации и других кредитных организациях, реализуют государственную политику в области обязательного социального страхования. Контроль за исполнением бюджетов фондов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

3. Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования.

Деятельность названных фондов направ­лена на реализацию государственной поли­тики в области обязательного медицинско­го страхования граждан как составной час­ти государственного социального страхова­ния. Федеральный фонд создается Прави­тельством РФ, а территориальные фонды образуются, соответственно, представи­тельными исполнительными органами вла­сти республик в составе РФ и иными субъектами федерации.

Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов являются страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обяза­тельного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного меди­цинского страхования и отчет о его испол­нении ежегодно рассматриваются Государ­ственной Думой.

Медицинское страхование осуществляет­ся в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор медицинского страхования являет­ся соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязу­ется организовывать и финансировать пре­доставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объе­ма и качества или иных услуг по програм­ме обязательного медицинского страхова­ния и добровольного медицинского стра­хования (ст. 4 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Феде­рации»).

Договор медицинского страхования счи­тается заключенным с момента уплаты пер­вого страхового взноса, если условиями до­говора не установлено иное (там же) [41, с.187].

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному меди­цинскому страхованию в размерах, обеспе­чивающих выполнение программ медицин­ского страхования и деятельность страхо­вой медицинской организации.

Страховыми медицинскими организаци­ями выступают юридические лица, осуще­ствляющие медицинское страхование и имеющие разрешение государственного органа (то есть лицензии) на право зани­маться такой деятельностью.

Медицинскими учреждениями в систе­ме медицинского страхования выступают имеющие лицензии лечебно-профилакти­ческие учреждения, научно-исследователь­ские и медицинские институты, другие уч­реждения, оказывающие медицинскую по­мощь, а также лица, осуществляющие ме­дицинскую деятельность как индивидуаль­но, так и коллективно.

Страховая медицинская организация обязана: заключать договоры с медицинс­кими учреждениями на оказание медицин­ской помощи застрахованным по обязатель­ному медицинскому страхованию; заклю­чать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг граж­данам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими и иными учреждениями.

Обязательное медицинское страхование является частью государственного социаль­ного страхования и обеспечивает всем граж­данам равные возможности в получении медицинской помощи в объемах, соответ­ствующих программам обязательного меди­цинского страхования.

Программа ОМС обязательно включает оказание гражданам первичной помощи: скорой, поликлинической, стационарной. ОМС осуществляется на основе двух видов программ - базовой и территориальной. Базовая программа ОМС разрабатывается Минздравом РФ и утверждается Правитель­ством РФ. На основе базовой программы исполнительными органами государствен­ной власти субъектов РФ разрабатываются и утверждаются территориальные програм­мы ОМС.

В 2016 году работодатель уплачивает страховые взносы в размере 30% от зарп­латы работника: Пенсионный фонд (ПФР) -22%; Фонд медицинского страхования (ФФОМС) - 5,1%; Фонд социального стра­хования (ФСС) - 2,9%.

С 2016 года установлены новые предель­ные величины базы для начисления стра­ховых взносов: ПФР - 796 000 руб. (суммы-сверх базы облагаются взносами по ставке 10%), в 2015 г. было 711 000 руб. ФСС - 718 000 руб. (при превышении базы взносы да­лее не уплачиваются). В 2015 г. было 670 000 руб. ФФОМС - предельный размер базы отменён [27, с. 154].

Существуют значительные продвижения в деятельности внебюджетных фондов РФ: одной из наиболее важных в решении про­блем является повышение демографической ситуации в стране; государственные про­граммы развития социального страхования в России, управление пенсионными накоп­лениями.

В заключение нужно отметить, что проблема в полноценном функциониро­вании внебюджетных фондов: отчисления работодателей и банков во внебюджетные фонды производят с величины заработной платы. А здесь возникает следующее: ра-ботодателеи в большинстве случаев для снижения своего налогового бремени за­нижают величину фонда заработной пла­ты. Следовательно, отчисления во вне­бюджетные фонды РФ становятся зани­женными.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: