Выпуск вида продукции за год/Среднегодовуючисленность населения

 

Средней величиной в статистике называется обобщающий показатель, характеризующий типичный уровень явления в конкретных условиях места и времени, отражающий величину варьирующегося признака в расчете на единицу качественно однородной совокупности.

В экономической практике часто используется набор показателей, связанных с вычислением средней величины. Например, часто используют такие показатели, как средний доход населения, средний уровень производительности и т. д.

Вычисление среднего – один из распространенных приемов обобщения. При этом следует учитывать, что найденный средний показатель отражает то общее, что характерно для всех единиц изучаемой совокупности и игнорирует различия отдельных величин согласно закону больших чисел (чем больше однородных показателей в выборке, тем меньше погрешность вычислений).

Принято различать следующие виды средних величин: арифметическая, гармоническая, геометрическая, квадратическая, кубическая и т.д. Все перечисленные средние относятся к классу степенных средних и объединяются общей формулой(при различных показателях m).

где - среднее значение исследуемого явления;

m – показатель степени средней;

x – текущее значение осредняемого признака;

n – число признаков.

В зависимости от значения показателя различают следующие виды степенных средних:

При m = -1 – средняя гармоническая;

При m = 0 – средняя геометрическая;

При m = 1 – средняя арифметическая;

При m = 2 – средняя квадратическая;

При m = 3 – средняя кубическая.

Задача 1. По региону имеются следующие статистические данные о вводе в эксплуатацию жилой площади:

Вид жилых домов Введено в эксплуатацию, тыс. м2
         
Кирпичные многоквартирные          
Панельные многоквартирные          
Коттеджи          

Определить:

1) Средние показатели за указанный период по каждому виду жилых домов.

2) Динамику ввода в эксплуатацию жилой площади по каждому виду жилых домов и по региону в целом.

3) Определить темпы роста(снижения) ввода в эксплуатацию жилой площади по каждому виду жилых домов и по региону в целом по сравнению со средним показателем.

4) Структуру введенной в эксплуатацию жилой площади в каждом периоде и в среднем за указанный срок. Структуру проиллюстрировать диаграммами, сделать выводы.

Решение:

1. В столбце «Среднее» с помощью соответствующей функции электронных таблиц найдем средние показатели за указанный период (как среднее арифметическое (см. рис.1).

2. В строке итого рассчитаем общее количество жилого фонда, сданного в эксплуатацию за год (см. рис. 1).

3. За каждый период, например, 1 период (1999 – 2000гг.) рассчитаем процентное изменение жилого фонда и темпы роста (см. рис. 1).

4. Проанализируем структуру жилого фонда по отношению к общему количеству за каждый год и в среднем (см. рис. 1).

5. Найдем абсолютные и относительные изменения жилого фонда по сравнению со средним показателем (см. рис. 2).

Рис. 1.

Рис. 2.

Задача 2. По промышленному предприятию за отчетный год имеются следующие показатели о выпуске продукции:

Наименование продукции План на 1 квартал, тыс.т. Фактический выпуск, тыс.т Отпускная цена за 1т, руб
Сталь арматурная          
Прокат листовой          

Определить процент выполнения квартального плана по выпуску каждого вида продукции и в целом по выпуску всей продукции.

Решение:

Задача 3. Распределение рабочих участка по стажу работы следующее:

Стаж работы (лет), х Количество рабочих
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Сгруппировать рабочих по стажу работы с интервалом в 5 лет и вычислить средний стаж работы рабочих участка.

Решение:

Задача 4. Распределение промышленных предприятий региона по показателю затрат на 1тыс. рублей продукции в сентябре следующее:


 

 

Затраты на 1 тыс. руб. продукци, руб Число предприятий Общая стоимость продукции, тыс. руб
600-650    
650-700    
700-750    
750-800    

 

Определить: 1) средний размер затрат на 1 тыс. продукции по предприятиям региона; 2) средний объем продукции на одно предприятие.

Решение:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: