Лекция 2. Источники статистической информации. Графическое представление данных

Государственная статистика выполняет важную роль в механизме управления экономикой, ориентированной на реализа­цию интересов государства в области информации.

Информация в переводе с латинского языка означает «осведомление, доведение сведений о чем-либо».

Статистическая информация (статистические данные) — первичный статистический материал о социально-экономических явлениях, формирующийся в процессе статистического наблюде­ния, который затем подвергается систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Основными свойствами статистической информации являются массовость и стабильность. Первое свойство связано с особенностями предмета статистики, второе — с неизменностью однажды собранной информации, ее способностью I устаревать и необходимостью получения новой информации.

Состав статистической информации во многом определяется - потребностями общества в условиях рыночной экономики. Появление различных форм собственности, изменение системы хозяйствования и отход от директивно-плановых методов регулирования экономики повлекли за собой изменения и в политике распространения статистической информации. Если раньше важнейшей задачей государственной статистики было обеспече­ние руководящих органов оперативной информацией о положении в стране (она часто носила закрытый характер), то в настоящее время почти вся информация, направляемая руководящим органам, становится достоянием общественности. Основными потребителями статистической информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации, общественность.

Социально-экономическая статистика обеспечивает предоставление важной цифровой информации об уровне и возможностях развития страны: ее экономическом положении, уровне жизни населения, его составе и численности, рентабельности предприятий,динамике безработицы и т.д. Статистическая информация необхо­дима для двух - и многосторонних экономических соглашений ме­жду государствами. Она является одним из решающих ориентиров политики, способствует объективному обсуждению конкретных вопросов (не только экономической политики государства).

Статистика дает информацию для решения региональ­ных задач, для предпринимательской деятельности (уро­вень цен на товары в разных регионах, объемы реализации товаров, условия кредитования, уровень и темпы инфля­ции, занятость и т.д.).

Качество, достоверность информации определяют эффектив­ность использования статистики на любом уровне и в любой сфе­ре. Весьма трудоемкая работа по обеспечению необходимых для этих целей данных является важной государственной задачей, вы­полнение которой вменяется в обязанность государственной (офи­циальной) статистике.

Микроданные должны держаться в тайне, в то время как макроданные должны быть доступны для каждого. Статистика видит свою задачу в создании общественной (т.е. финансируемой государством) «инфраструктуры» в области информации с помощью цифровых данных. Поэтому говорят об информационной инфра цессах общественной жизни. Однако не всякое собирание све­дений является статистическим наблюдением (например, на­блюдение покупателя за изменением цен на городских рынках). Статистическим можно назвать лишь такое наблюдение, кото­рое обеспечивает регистрацию устанавливаемых фактов в учет-Iных документах для последующего обобщения.

Примерами статистического наблюдения служит систематиче­ский учет затрат на производство (его результат — обеспечение бесперебойного производства) и популярные в последние годы в России опросы общественного мнения с целью выявления отноше­ния людей к представляющим интерес вопросам или событиям.

Статистическое наблюдение может проводиться органами го­сударственной статистики, научно-исследовательскими институ­тами, экономическими службами банков, бирж, фирм. Оно обя­зательно должно быть массовым, систематическим, проводиться на научной основе по заранее разработанным плану и программе.

Планомерность статистического наблюдения заключается в том, что оно готовится и проводится по разработанному пла­ну, который входит в план всего статистического исследова­ния и включает вопросы методологии, организации, техники сбора информации, контроля ее достоверности и оформления итоговых результатов.

В плане статистического наблюдения указывается время и место наблюдения. Выбор времени предусматривает решение двух вопросов — установление критического момента (даты) или интервала времени и определение срока (периода) наблюдения.

Статистические показатели характеризуют исследуемое явление либо на определенный момент времени, либо за определенный пе­риод времени. Например, показатель численности работающих или запас материалов могут быть представлены на определенный мо­мент (на начало месяца, начало или конец года и т.д.), а данные о количестве произведенной продукции могут быть представлены только за определенный интервал времени (день, месяц, квартал, год).

Срок (период) наблюдения — это время от начала до оконча­ния сбора сведений, т. е. время, в течение которого производит­ся заполнение статистических формуляров (бланков определен­ных форм учета и отчетности).

Массовый характер статистического наблюдения предполага­ет, что оно охватывает большое число случаев проявления ис­следуемого явления или процесса, достаточное для получения правдивых статистических данных структуре, обеспечивающей пользователей качественной, достоверной статистической информацией.

Главным источником опубликованной статистической ин­формации являются издания органов государственной статистики. Наиболее полную информацию о Российской Федерации со­держит официальное издание — статистический сборник «Рос­сийский статистический ежегодник», издаваемый Госкомстатом РФ — высшим органом государственной статистики страны. Данные о социально-экономическом положении Российской Фе­дерации в каком-либо году в сравнении с предыдущими годами содержатся также и в кратком статистическом сборнике Госком­стата РФ «Россия в цифрах».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: