Сущность и критерии эффективности управления государственной собственностью

Оценка эффективности позволяет обществу контролировать качество деятельности государственных институтов. А руководителям и государственным служащим нужна для самоконтроля, и усовершенствования управленческого процесса. Проблема оценки эффективности — это проблема анализа управленческой деятельности и принимаемых решений.

Для организации управления государственная собственность разграничена на федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

Объекты государственной собственности относятся к тому или иному уровню собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, какова ведомственная подчиненность предприятий.

Критерии отнесения объектов к федеральной собственности подразделяются на структурные (производственные, непроизводственные, ценные бумаги) и функциональные (отрас­левые, территориальные, доля в экономике).

Базовый перечень объектов федеральной собственности определен Конституцией РФ. Федеральная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации. Управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ.

Разграничение государственной собственности, владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Имущество, находящееся в государственной собственно­сти, закрепляется за государственными предприятиями и уч­реждениями во владение, пользование и распоряжение. Неза­крепленное государственное имущество (средства бюджетов и др.) составляет государственную казну Российской Федера­ции, субъекта РФ.

В основе критериев эффективности — принципы государственного управления, поскольку они являются объективно обусловленными нормативными требованиями, выработанными практикой социального и государственного управления, и средствами регулирования связи между целями и результатами управленческой деятельности. Принципы выражают требования объективных законов управления; их действие связано с реализацией функций системы управления и стимулирует инициативу и самодеятельность управляемых масс.

Критерии эффективности государственного управления формируются на базе системы субъективных ценностей, выраженных в идеологии общественно-государственного строя, в стратегических целях правящего субъекта — политическом курсе, в концепциях, политических установках и нормах системы управления, за которыми стоят общие национально-государственные интересы.

Если в качестве показателя эффективности управления принимается соответствие результатов исполнения решения поставленным целям, практическим задачам, выраженным в государственных программах и планах, то такой критерий называется целерациональным. Измерение эффективности управления по типу — “затраты-выпуск” или “затраты-результат” характеризует прагматический критерий.

Отмеченные показатели оценивания могут фиксироваться количественными методами и качественными характеристиками.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: