Семинарское занятие № 3

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Историко-филологический факультет

Кафедра теоретического и прикладного языкознания

 

 

Планы семинарских занятий по курсу

«Введение в языкознание»

 

 

Челябинск, 2017

Семинарское занятие № 1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА

И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ

Вопросы для обсуждения:

1. Какие гипотезы происхождения языков вы знаете? Изложите их суть.

2. Почему вопрос о происхождении языка не может быть решён одними лингвистами?

3. Что такое развитие языка?

4. Как вы понимаете непрерывность и неравномерность в развитии языка?

5. В какую эпоху образуются нации? Перечислите признаки нации.

6. Назовите возможные пути складывания национальных литературных языков.

7. В чём причина появления искусственных языков? Приведите примеры таких языков.

 

Основная литература

Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011.

Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филолог. и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. – СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение / Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2001. 536 с.

Дополнительная литература

Базиев А.Т., Исаев М.И. Язык и нация. - М., 1973.

Бичакджян Б.Х. Эволюция языка: развитие в свете теории Дарвина // ВЯ. 1992. №2.

Верлинский А.Л. Античные учения о возникновении языка. – СПб., 2007. 334 с.

Донских О.А. К истокам языка. - Новосибирск, 1988.

Зеленецкий А.А. Введение в общее и частное языкознание. Наиболее трудные темы курса.- М.: Восточная книга, 2009.

Николаева Т.М. Теория происхождения языка и его эволюция – новое направление в современном языкознании // ВЯ. 1996. № 2.

Ору С. Проблема происхождения языков: различные причины отказа от её институционализации /пер. с фр. Б.П. Нарумова. // Ору С. История. Эпистемология. Язык. / Общ. ред. Н.Ю.Бокадоровой. – М.: Прогресс, 2000. – С.137-179.

Плунгян В.А. Почему языки такие разные? – М., 2001.

Селищев А.М. Труды по русскому языку. Т.1. Язык и общество. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

Шмелев Д.Н. Избранные труды по русскому языку. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

Семинарское занятие № 2

ЯЗЫКИ МИРА

Вопросы для обсуждения

1. Генеалогическая классификация языков, принципы её построения.

2. Сравнительно-исторический метод, его суть.

3. Назовите наиболее распространённые языки мира.

4. Что такое международные языки? Назовите их.

5. Какие языки называют «мёртвыми»? Что даёт изучение «мёртвых» языков? Какие «мёртвые» языки вам известны?

6. Соотнесите понятия «территориальная общность языков» и «общность их происхождения». Дайте аргументированный ответ и проиллюстрируйте его примерами.

Термины

Международный язык – язык, служащий средством общения народов разных государств.

Мёртвый язык – язык, вышедший из употребления и известный на основании письменных памятников или записей, дошедших до того времени, когда он был живым. Современные богослужебные языки не являются мёртвыми языками.

Домашняя работа

1. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков (выпишите их колонками по семьям). Укажите, какие из них являются государственными и где: провансальский, французский, ирландский, белорусский, болгарский, готский, сардинский, суахили, лужицкий, полабский, русский, словенский, старославянский, румынский, шотландский, мегрельский, мансийский, индонезийский, латышский, немецкий, чироки, корякский, норвежский, зулусский, голландский, грузинский, марийский, турецкий, финский, ненецкий.

2. Укажите, в каких странах и отдельных районах страны говорят на нижеследующих языках: русский, португальский, турецкий, немецкий, албанский, туркменский, карельский, шотландский, греческий, китайский, чукотский, венгерский, чешский, испанский, узбекский, английский, армянский, эстонский, литовский, польский, урду.

Основная литература

Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011.

Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

 

Бурлак, С.А. Сравнительно-историческое языкознание: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / С.А.Бурлак, С.А.Старостин. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 432 с.

Заболотный В.М. Древние языки и культуры. – М.: Евразийский открытый институт, 2009.

Плунгян В.А. Почему языки такие разные? – 2-2 изд., испр. – М.: «Азбуковник», «Русские словари», 2001.

Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета. – М.: Флинта, 2010.

Степанов Ю.С. Баба-яга, Яна, Янус, Ясон и др. К вопросу о «нестрогом» сравнительно-историческом методе // ВЯ. 1995. № 5.

Семинарское занятие № 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: