Педагога на следующую ситуацию»

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ

КОММУНИКАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

«МИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ»

 

Цель: тренировка и осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций жестами, мимикой, интонацией голоса, темпом речи, паузами, контактом глаз.

Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто – то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («быстрей садись»), удивлённо («не ожидала»), вопросительно («что – нибудь случилось»), радостно («наконец – то!»).

Вы решили посетить внезапно заболевшего ребёнка. Звоните в квартиру. Вам открывает дверь удивлённая мать. Покажите, как вы успокоите её.

Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую сыну ботинки. Вы не ожидали этого, удивлены. Покажите своё удивление.

 

«ОКНО»

 

Цель: тренировка эмоциональной выразительности в передаче невербальной информации собеседнику.

Вообразите, что с коллегой по работе вас разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Не договариваясь о содержании информации, передайте её через стекло. Чем выразительнее и полнее передаётся эмоциональная реакция, тем легче другому расшифровать содержание ситуации.

 

 

«НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ»

 

Цель: осознание личной манеры невербального выражения эмоциональных реакций по поводу различных ситуаций общения (выполняется в паре).

Воспитатель: «Вы опаздываете на завтрак, поторопитесь». Отец ребёнка: «Извините, мы вынуждены были задержаться».

Воспитатель: «Могли бы вы выполнить маленькую просьбу – постирать фартуки для дежурства детей во время еды»? Мать: «Сейчас я очень загружена на работе, но через пару дней смогу».

 

«ТРЕНИРОВКА ИНТОНАЦИИ»

 

Произнести фразы «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»; «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре» с оттенками иронии, упрёка, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произнесения воспитатели могут сообщать друг другу, удалось ли, на их взгляд, достичь цели воздействия.

 

 

«ИЗМЕНЯЕМ РОЛЕВУЮ ПОЗИЦИЮ

В ОБЩЕНИИ»

 

Объяснение: «Я» в роли «дитя» - позиция подчёркивания особой чувствительности, ранимости, зависимости, подчинённости. Позиция «Я» в роли «родителя» - стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Позиция «Я» в роли «взрослого» - подчёркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнёром по общению. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трёх названных позиций, что определяется особенностями характера. Попробуем сознательно управлять выбором ролевых позиций в общении. Один из воспитателей произносит фразу в любой из трёх ролевых позиций, другой определяет и обосновывает, какую позицию занимал говорящий. Фразы для упражнения: «Когда – нибудь вы поймёте, что мои требования к ребёнку были справедливы»; «Если вас не затруднит… мне хотелось бы поговорить о вашем ребёнке»; «Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании»… (участники упражнения без труда могут использовать собственные фразы).

Изменение задания: каждая фраза произносится во всех трёх ролевых позициях по заказу одного из партнёров по упражнению. Если второму произнесение кажется неубедительным, он просит повторить фразу ещё и ещё раз.

 

«ОТКРЫТАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

 

Нужно сформулировать форму открытой коммуникации в ответ на следующую фразу матери играющим детям: «Перенесите все свои игрушки на стол и там играйте». Воспитатели предлагают свои варианты ответов в форме открытой коммуникации. Затем можно предложить педагогам сравнить две фразы – реакции детей: 1) «Нет, мы уберем, нам нравится играть здесь». 2) «Мама, ты хочешь, чтобы мы прекратили игру?». Какую из фраз можно считать открытой коммуникацией? Почему?

 

 

«ДАЙТЕ ОЦЕНКУ РЕАКЦИИ

ПЕДАГОГА НА СЛЕДУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ»

 

Мать с опозданием привела ребёнка в группу, когда все едят. Слова воспитателя: «Я вижу, вам стоит больших усилий приходить вовремя в детский сад. Чем вам помочь, чтобы Максим мог без спешки включаться в ритм группы?».

 

 

Следующие упражнения нацелены на использование в общении языка поддержки и соучастия, на осознание ответственности за содержание своей речи, которая может помогать продуктивному общению и положительному воздействию на родителя или, напротив, препятствовать ему.

 

«ПРЕДЛОЖИТЕ СВОЙ ВАРИАНТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: