УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОГО ХАРАКТЕРА
«МИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ»
Цель: тренировка и осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций жестами, мимикой, интонацией голоса, темпом речи, паузами, контактом глаз.
Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто – то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («быстрей садись»), удивлённо («не ожидала»), вопросительно («что – нибудь случилось»), радостно («наконец – то!»).
Вы решили посетить внезапно заболевшего ребёнка. Звоните в квартиру. Вам открывает дверь удивлённая мать. Покажите, как вы успокоите её.
Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую сыну ботинки. Вы не ожидали этого, удивлены. Покажите своё удивление.
«ОКНО»
Цель: тренировка эмоциональной выразительности в передаче невербальной информации собеседнику.
Вообразите, что с коллегой по работе вас разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Не договариваясь о содержании информации, передайте её через стекло. Чем выразительнее и полнее передаётся эмоциональная реакция, тем легче другому расшифровать содержание ситуации.
|
|
«НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ»
Цель: осознание личной манеры невербального выражения эмоциональных реакций по поводу различных ситуаций общения (выполняется в паре).
Воспитатель: «Вы опаздываете на завтрак, поторопитесь». Отец ребёнка: «Извините, мы вынуждены были задержаться».
Воспитатель: «Могли бы вы выполнить маленькую просьбу – постирать фартуки для дежурства детей во время еды»? Мать: «Сейчас я очень загружена на работе, но через пару дней смогу».
«ТРЕНИРОВКА ИНТОНАЦИИ»
Произнести фразы «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»; «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре» с оттенками иронии, упрёка, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произнесения воспитатели могут сообщать друг другу, удалось ли, на их взгляд, достичь цели воздействия.
«ИЗМЕНЯЕМ РОЛЕВУЮ ПОЗИЦИЮ
В ОБЩЕНИИ»
Объяснение: «Я» в роли «дитя» - позиция подчёркивания особой чувствительности, ранимости, зависимости, подчинённости. Позиция «Я» в роли «родителя» - стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Позиция «Я» в роли «взрослого» - подчёркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнёром по общению. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трёх названных позиций, что определяется особенностями характера. Попробуем сознательно управлять выбором ролевых позиций в общении. Один из воспитателей произносит фразу в любой из трёх ролевых позиций, другой определяет и обосновывает, какую позицию занимал говорящий. Фразы для упражнения: «Когда – нибудь вы поймёте, что мои требования к ребёнку были справедливы»; «Если вас не затруднит… мне хотелось бы поговорить о вашем ребёнке»; «Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании»… (участники упражнения без труда могут использовать собственные фразы).
|
|
Изменение задания: каждая фраза произносится во всех трёх ролевых позициях по заказу одного из партнёров по упражнению. Если второму произнесение кажется неубедительным, он просит повторить фразу ещё и ещё раз.
«ОТКРЫТАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Нужно сформулировать форму открытой коммуникации в ответ на следующую фразу матери играющим детям: «Перенесите все свои игрушки на стол и там играйте». Воспитатели предлагают свои варианты ответов в форме открытой коммуникации. Затем можно предложить педагогам сравнить две фразы – реакции детей: 1) «Нет, мы уберем, нам нравится играть здесь». 2) «Мама, ты хочешь, чтобы мы прекратили игру?». Какую из фраз можно считать открытой коммуникацией? Почему?
«ДАЙТЕ ОЦЕНКУ РЕАКЦИИ
ПЕДАГОГА НА СЛЕДУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ»
Мать с опозданием привела ребёнка в группу, когда все едят. Слова воспитателя: «Я вижу, вам стоит больших усилий приходить вовремя в детский сад. Чем вам помочь, чтобы Максим мог без спешки включаться в ритм группы?».
Следующие упражнения нацелены на использование в общении языка поддержки и соучастия, на осознание ответственности за содержание своей речи, которая может помогать продуктивному общению и положительному воздействию на родителя или, напротив, препятствовать ему.
«ПРЕДЛОЖИТЕ СВОЙ ВАРИАНТ