Реагирования в ситуации»

 

Мать, придя за ребёнком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребёнка.

Резюме. Для установления доверительных отношений с семьями воспитанников воспитатель активно даёт понять родителю, что внимательно слушает и слышит его. При этом педагог несёт ответственность за культуру предъявления собственных чувств и мнений. Для сохранения конструктивной позиции в случаях разногласий с родителями воспитатель использует практику анализа собственного вклада в создавшуюся затруднительную ситуацию общения: «Как бы я чувствовала себя на их месте?», «Что я хочу изменить в наших отношениях?», «Можем ли мы говорить без взаимных обвинений и критики?», «Что я чувствую к ним и знают ли они об этом?» и т.п.

 

 

«РЕШАЕМ ПРОБЛЕМНУЮ ЗАДАЧУ

МЕТОДОМ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ КООПЕРАЦИИ»

 

Цель: обогащение позитивного опыта общения с семьями, способствующего предупреждению ошибок в реальной жизни.

Воспитатель обратился к матери с просьбой на предстоящей встрече поделиться другими родителями опытом физического воспитания своего ребёнка. Она удивилась, смутилась и от выступления отказалась.

Задание. Сначала воспитатель самостоятельно, не советуясь с коллегами, обдумывает возможный способ своего поведения, с его точки зрения, наиболее верный. В течение следующих нескольких минут педагоги объединяются парами, пытаясь убедить друг друга в разумности своего варианта действий. Вырабатывается общее мнение в паре. Затем пары объединяются по четыре человека и уже в четвёрках изобретают конструктивные способы поведения в данной ситуации. Во время обсуждения каждая группа называет и обосновывает свои способы действий, не повторяя друг друга.

 

 

РОЛЕВАЯ ИГРА

«КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

СИТУАЦИЙ»

 

Цель: развитие умений педагогов лучше понимать природу конфликта, находить

и реализовать правильное поведение в сложившейся ситуации.

Ход игры. Группа играющих делится на две команды, каждая из которых заранее (либо экспромтом) готовит и инсценирует педагогическую ситуацию конфликтного общения педагога с родителями, оборвав её показ в кульминационный момент. Тема может быть взята как из личного опыта, так и из литературы. Команда – соперница за 3 – 5 минут находит оптимальное решение и показывает развязку ситуации педагогической целесообразности.

При подведении итогов анализируется типичность ситуации для практики общения, разумность их решения и мудрость предложенных позиций, творчество, мастерство инсценировки.

 

«ВЫБЕРИ АДЕКВАТНЫЙ СПОСОБ ПОВЕДЕНИЯ»

Цель: осознание воспитателем ответственности за выбор способа поведения вы конкретной ситуации.

Воспитатель огорчён тем, что на групповой встрече родителей, которую они сами оценили как весьма полезную и интересную для них, отсутствовали некоторые из тех, кому было особенно желательно услышать то, о чём шла речь.

Задание. Выбрать и обосновать один из предложенных вариантов дальнейших действий воспитателя.

1 – вариант. Подготовлю в папку – передвижку все материалы проведённой встречи и предложу по очереди каждому из родителей, кому не удалось прийти, для самостоятельного знакомства с темой.

2 – вариант. Выскажу свой неодобрение родителям, не пришедшим на встречу, в форме замечания, например: «Очень жаль, что вам не удалось прийти…»

3 – вариант. Искренне выражу одной из участвовавших во встрече матерей своё огорчение по поводу пассивности других родителей и попрошу ненавязчиво поделиться своим впечатлением от встречи с теми, кто не присутствовал. Надеюсь, что последним захочется по собственной инициативе побеседовать со мной на тему, обсуждавшуюся тогда.

4 – вариант. В личной беседе поинтересуюсь причинами отсутствия родителей на встрече.

5 – вариант. Не буду придавать факту отсутствия некоторых родителей на встречах особого значения: участвовать в них или нет – право родителя.

6 – вариант. Попробую сначала разобраться в себе, какие чувства у меня вызывает отсутствие некоторых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая на это много сил и времени. Разобравшись а себе, поделюсь своими переживаниями с каждым непришедшим родителем.

«РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»

 

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителем.

1. «Я давно хотела сказать вам о плохом поведении вашего сына», - обратился воспитатель к матери одного из воспитанников, увидев её в дверях группы. Мать ответила, что очень торопится, и поспешила уйти. Воспитатель удивлён безразличием матери к ребёнку, чем и поделился с коллегами по работе. Какой будет реакция на сетование педагога?

2. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло три человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

3. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут ваши действия в дальнейшем?

4. На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательность опозданий ребёнка в детский сад к утренней гимнастике и завтраку… Миша робко появился в дверях группы, когда завтрак уже заканчивался. «Покормите его, пожалуйста», - подталкивая мальчика в группу, произнесла мать, поспешно исчезая за дверью. Спрогнозируйте возможные варианты вашей реакции на ситуацию, если бы:

а) мать обратилась к вам в категоричной форме;

б) воспитанник сообщил вам, что «они с мамой проспали»;

в) воспитанник сообщил вам, что «мама поругалась с папой»;

г) воспитанник сообщил вам, что «по дороге они с мамой увидели раненую птичку и искали для неё безопасное место».

5. Мать пришла за ребёнком с большим опозданием. Проиграйте варианты вашего поведения, учитывая следующие условия:

а) мать одна воспитывает двоих детей (второй первоклассник), это не первый случай её прихода за ребёнком, когда рабочий день уже закончился;

б) в семье уже давно существует несогласованность между взрослыми по поводу того, кто будет забирать ребёнка из детского сада. Ребёнок стал реагировать на это с тревогой и беспокойством, наблюдаемыми в течение дня;

в) мать впервые пришла за ребёнком так поздно.

6. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. «Вечером попросите родителей перенести песок», - предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?

7. Воспитатель, изучив книгу по семейной педагогике, предложил родителям прочитать отдельные её статьи. Как вы это сделаете?

8. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как вы начнёте беседу?

9. Несколько дней ребёнка забирает из детского сада двенадцатилетний брат, хотя с родителями не было ни устной, ни письменной договорённости об этом. Воспитатель уже говорил родителям, что не вправе отдавать ребёнка несовершеннолетнему брату. И вот он снова пришёл за младшим братишкой. Какими будут ваши действия?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: