Классификация согласных звуков. Теоретическая часть: На основании каких признаков классифицируются согласные звуки, раскройте сущность этих признаков в разных языках (приводите примеры)

Теоретическая часть:

  1. На основании каких признаков классифицируются согласные звуки, раскройте сущность этих признаков в разных языках (приводите примеры). Опишите артикуляцию 2-3 звуков русского, английского / немецкого языков.
  2. Пользуясь учебными пособиями, составьте классификационную схему русских согласных. В чем особенность образования [й]? Как называется его артикуляция? Охарактеризуйте звук (фонему) [й] по всем основаниям. Перечислите пары русских согласных по звонкости/глухости, по мягкости/ твердости, укажите непарные по этим признакам согласные.

Практическая часть:

1. Запишите в транскрипции следующие слова: дог, код, вождь, дым, тон. Какие фонетические процессы можно отметить? С каким орфографическим правилом связано написание согласных в подобных словах.

 

2. Запишите текст в транскрипции, выделите такты и фразы, наличие энклитик и проклитик, укажите случаи редукции согласных, ассимиляции / диссимиляции, а также другие фонетические процессы. Охарактеризуйте все слоги и звуки в подчеркнутом слове.

 

Рявкнув, медведь повернулся, на мгновение замер, ощетинив темную шерсть, дико озираясь, словно ослепленный ярким солнцем. И вдруг, точно поняв, кто главный враг его, стремительно понесся на Савелия. Старый охотник спрыгнул с лыж и, утвердившись в снегу, ждал.

3. Подготовьтесь к терминологическому диктанту. Вспомните термины, изученные в разделе «Фонетика» (речевой аппарат и его составляющие, пассивные и активные органы речевого аппарата, артикуляция, артикуляционная база, фазы артикуляции, фонетические единицы (звук, слог, такт, фраза), фонетические процессы и явления), классификационные признаки гласных и согласных).

 

Литература

См. соответствующие разделы учебных пособий, указанных в предыдущих заданиях.


 

Введение в языкознание, 1 курс

 

Практическое занятие № 3

Основные фонетические процессы

Теоретическая часть:

1. Понятие о комбинаторных и позиционных фонетических процессах: Аккомодация (прогрессивная и регрессивная), ассимиляция, диссимиляция. Диэреза, эпентеза, метатеза, протеза, гаплология, сингармонизм. Количественная и качественная редукция. В каких позициях гласные и согласные подвергаются качественной редукции? Приведите к каждому термину не менее 2 примеров.

2. Слог как фонетическая единица. Теории слога. Слогораздел.

 

Практическая часть

1. Охарактеризуйте процессы в области гласных в следующем ряду слов: тот – тётка – тётя.

2. Объясните, как появились в просторечии следующие слова: трахтор, карахтер, конпот, увернимаг. Какое фонетическое явление лежит в основе такого произношения?

3. Сделайте фонетическую транскрипцию текстового фрагмента. Укажите и опишите все фонетические процессы в данном фрагменте. Сделайте фонетический анализ всех звуков в подчеркнутых словах, охарактеризуйте каждый слог в подчеркнутых словах.

Жил в соседнем помещичьем лесу сторожем Михайло Песков, крупный телом старик из нашего села. Был он человек строгой жизни, неподкупный, воровства и порубок не допускал. Но когда мужики законным порядком пилили бурелом и рушняк или рубили строевой лес на избы, Михайло не мешал увезти лишний воз дров малоимущему мужику и совал ему корец меду из собственной пасеки. (Ф. Гладков)

Литература

См. соответствующие разделы учебных пособий


Введение в языкознание, 1 курс

Практическое задание № 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: