double arrow

О сомнениях о наличии омовения.

 

Правило: "Сомнение не нарушает убежденность" касаются всего, будь это сомнение о нарушении омовения выходом газа или чем-либо иным, будь это в намазе или же вне намаза!

 

Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Если человек сомневается, нарушил ли он омовение или нет, то для него не является обязательным совершение омовения до тех пор, пока он не будет убежден в этом так, что сможет даже принести клятву, (что нарушил омовение)”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 1/127.

 

Ан-Науауи сказал: “Кто убежден в том, что он находится в очищении, но стал сомневаться в том, что нарушил его, то он все равно остается в состоянии очищения, поскольку сомнение не нарушает убежденность!” См. «аль-Маджму’» 1/331.

 

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас почувствует у себя в животе беспокойство и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, то пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах». Муслим 1/99.

 

Это величайший хадис, который содержит в себе важнейшее правило религии: «Сомнение не нарушают убежденность», насколько бы они не были сильными. Если человек уверен в том, что он совершил омовение, но не помнит, что его нарушил, тогда у него есть омовение. И также, если человек знает, что он нарушил омовение, но не помнит, что он его взял, тогда у него нет омовения. Ученые в этом вопросе единодушны.

 

Однако если человек не чувствовал запах и не слышал звука, но он уверен, что произошло выделение газа, то его омовение нарушено.

 

Имам аль-Багъауи сказал: “Смысл хадиса заключается в том, чтобы человек не прерывал молитву, пока не будет убежден в том, что он нарушил омовение. А два этих признака в хадисе упоминается по той причине, что чаще всего выделение газов сопровождаются звуком и запахом”. См. “Шарху-Ссунна” 1/353.

 

Также если человек завершил омовение или же любой вид поклонения, а затем его постигают какие-то сомнения относительно этого, упустил ли он что-то или нет и т.п., то не следует обращать на это внимание.

 

Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) говорили: “Сомнение, постигаемое после завершения поклонения, не берется в расчет”. Источник: “Фатауа аль-ляджна” 7/143.

 

Сказал имам Абу Дауд: "Я слышал как Ахмад был спрошен о человеке который сомневается в своем вуду, и он ответил: "Когда он совершил вуду, то он остается на своем вуду пока не будет точно убежден что произошло то что его нарушает. И когда он нарушил вуду, то он в состоянии малого осквернения, пока не будет точно убежден, что он совершил вуду". Источник: "Масаиль Аи Дауд", 20

 

Разъяснение этого вопроса из шарха на "Булюг аль марам".

 

От Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо почувствует беспокойство в животе и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, то пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах». Этот хадис передал Муслим

 

Сказал шейх АбдуЛлах аль Фаузан в шархе:

"Говорить об этом хадисе будем с нескольких сторон.

 

Первое: что касается тахриджа. Передал его Муслим (362), в книге "аль-Хейд", раздел "Довод на то, что кто убедился в наличие омовения, а затем засомневался, испортил ли он его, то он имеет право молиться с этим омовением", по пути Джарира Ибн Абдуль Хамида, от Сухейля Ибн Аби Солиха, от его отца, от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах. И пришли другие хадисы указывающие на этот смысл, которые придут инша Аллах позже.

Третье: Хадис является доводом на то, что тот, кто сделал омовение, если после этого засомневался, нарушил он его или нет, то не является ему обязательным делать омовение, однако он может молиться в своем первом омовении, до тех пор пока у него будет убежденность, что он нарушил его, либо посредством слышания звука выхода газов, или если он почувствует (неприятный) запах (этих газов).

 

И также доводом на это является хадис АбдуЛлаха Ибн Зейда, да будет доволен им Аллах, что он рассказал что Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) пожаловался человек, которому кажется, что у него что то он испортил омовение во время молитвы, и Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: "Пусть не выходит из молитвы, пока не услышит звук, или не почувствует запах". (Передал аль-Бухари, 137, и Муслим, 361).

 

Четвертая сторона: этот хадис является доводом на великое шариатское правило, которое звучит так: "Убежденность не устраняется сомнением", и что основа - это оставаться на том, на чем было (дело до того как пришло сомнения). И это большое фикховское правило, на котором строится множество фикховских ответвлений, в поклонениях и договорах и взаимодействиях.

 

Сказал аль-Карафи: "Вокруг этого правила единогласие ученых - что то, в чем сомневаются, делается подобным отсутствующему, о котором можно твердо сказать что оно отсутствует". Источник: "Аль-Фурук", 1-111.

 

Сказал Абу Дауд: "Я слышал, как Ахмада спросили о человеке, который сомневается в своем омовении, и он сказал: "Если он сделал омовение - то он остается на нём, пока не убедится точно, что он нарушил его. И если он нарушил его, то он - без омовения, пока не убедится точно, что сделал его". Источник: "Масаиль аль-Имам Ахмад", 12.

 

Пятая сторона: этот хадис - великая опора для закрывания двери васвасов, через которую входит шайтан к рабу, чтобы портить его омовение и молитву и поклонение.

 

И доказал этот хадис, что не следует муслиму покоряться васвасам (наущениям), ведь это - трудноизлечимая болезнь, и если она усилится у кого то, то от нее будет нереально (трудно) избавиться, и такой человек будет в затруднении и тяжести, и встретит напряжение и усталость при выполнении обязательств. Поскольку наущения (васвасы) чаще всего появляются от сомнений, и когда покоряется раб Аллаха им, и подчиняется - он устает от них, а когда не обращает на них внимания, и не поворачивается в их сторону - то они уходят, с позволения Всевышнего Аллаха.

 

Шестая сторона: Доказал хадис, что выход газов нарушает омовение, по причине слов Посланника: "Пока не услышит звук или не почувствует запах".

 

И упомянут автор (Ибн Хаджар аль-Аскалани) другие хадисы по этой теме в конце этого раздела, хотя лучше было бы собрать их в одном месте.

А Аллах знает лучше.

Источник: "Минхату аль-алям фи шарх булюг аль-марам", шейх АбдуЛлах аль Фаузан, 1/305-307.

 

Вопрос: 244. Убежденность не аннулируется сомнением.

Разъяснение шейха Мухаммада ибн Хизама:

https://youtu.be/QDufLeLvibQ

 

Так же разъяснение данного вопроса из шарха шейха Баасама на булуг аль маарам:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: