Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в контексте ФГОС нового поколения

 

Нормативно-правовую основу здоровьеформирующего образования как приоритета государственной образовательной политики составляют: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Фундаментальное ядро содержания общего образования, Федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные образовательные программы общего образования и система гигиенических требований к условиям их реализации.

Новая концепция стандартов общего образования строится на разделении проблем определения требований к результатам образования и конкретного содержания общего среднего образования.

Нормативные требования к здоровьеформирующему образованию.

 

В нормативных документах системы общего образования обозначены требования к здоровьеформирующему образованию, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Они представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: стратегического (стратегия образовательной политики в области здоровьеформирующего образования), концептуального (цель, задачи, подходы), содержательного (ценности, знания, опыт здоровьесбережения и здоровьеформирования); средового (здоровьесберегающая инфраструктура ОО); технологического (средства здоровьеформирования); оценочно-рефлексивного (мониторинг здоровьеформирующего образования); действенно-операционного (обеспечивает взаимосвязь элементов системы, развитие здоровьеформирующего образования. Реализуется педагогическим сообществом ОО).

 

Требования к результатам процесса формирования культуры

здорового и безопасного образа жизни школьника

Компоненты культуры здорового и безопасного образа жизни Требования к результатам здоровьеформирующего образования школьника
Начальная ступень общего образования
ценностностный Ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение. Установки на принятие ценностей природного мира, жизни, здоровья, безопасности, здорового и безопасного образа жизни, проявляющихся в следовании нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; моральном сознании на конвенциональном уровне, эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. Потребность обучающегося безбоязненно обращаться к врачу, к учителю, к родителям, к значимым взрослым по вопросам состояния здоровья (в том числе связанным с особенностями роста и развития) безбоязненно.
когнитивный Знания о: — факторах(позитивных и негативных), влияющих на здоровье, в том числе о влиянии эмоций, вследствие общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх и др.; — факторах риска здоровью на основе принципа информационной безопасности, таких как: недостаточная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления, зависимости (наличии, причинах появления) от психоактивных веществ, табака, алкоголя, наркотиков и их негативном влиянии на здоровье; — основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; — здоровом питании (режим, структура, полезные продукты); — рациональной организации режима дня - соблюдение необходимого баланса времени, затраченного на учебу и отдых, двигательной активности.
деятельностный Универсальные действия здоровьесбережения и безопасности: — составления своего режима дня, анализа и контроля баланса учебной и внеучебной нагрузки, статических и динамических видов деятельности; — поддержания свого здоровья самостоятельно, следуя правилам личной гигиены; — релаксации (эмоциональной разгрузки); — позитивного коммуникативного общения; — следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; содействия, направленного на помощь и обеспечение благополучия других людей; осознанного выбора поступков, поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
     

 

 

Основная и старшая ступень основного общего образования
ценностностный Ценности: жизнь во всем ее многообразии; экологическая гра­мотность, культура, этика, ответственность, ресурсосбереже­ние, обеспечивающие безопасность; здоровье в единстве его составляющих: физическое, психическое, социально-психоло­гическое, физиологическое, репродуктивное, духовное; гармо­ния с природой, обеспечивающая устойчивое развитие обще­ства. Установки на осознание значимости ценностей жизни, здоровья, обеспечения безопасности для личности, общества, государства. — Потребность в двигательной активности, регулярных занятиях физической культурой и спортом. — Развитие интереса к народным традициям, в том числе связанным с питанием и здоровьем. — Уважительное отношение к культуре и традициям своего и других народов.
когнитивный Знания о: — здоровье, здоровом и безопасном образе жизни; — динамике работоспособности и утомляемости с учетом напряжённости видов деятельности; необходимой и достаточной двигательной активности; правилах закаливания; физических нагрузках - их видах и сочетания сообразно возрасту; рисках для здоровья неадекватных нагрузок и при использовании биостимуляторов; — влиянии эмоций на здоровье человека: факторах вызывающих позитивные и негативные эмоции, условиях минимизации рисков негативных влияний; — рациональном питании: правилах, направленных на сохранение и укрепление здоровья; этикете, в аспекте питания (навыки этикета как неотъемлемая часть общей культуры личности); социокультурного аспекта питания - связь с культурой и историей народа; — наркотизации: как опасном для здоровья поведении, негативных последствиях для развития способностей человека (творческих, интеллектуальных), возможности достижения социального успеха, самореализации.
деятельностный Универсальные действия здоровьесбережения и безопасности: — составления и следования рациональному режиму дня и отдыха, выбирая оптимальный с учетом учебных и внеучебных нагрузок (в том числе в период подготовки к экзаменам); — осознанного выбора программы двигательной активности на основе использовать индивидуальных особенностей работоспособности, включая занятия физической культурой и спортом. — оценки личностного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учетом индивидуальных особенностей; — самостоятельного составления, контроля и оценки своего рациона питания с позиции его адекватности и соответствия нагрузкам; — использования разнообразных форм организации и проведения досуга; рационализации свободного времени (на основе анализа своего режима); — саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения; — управления эмоциональным состоянием и поведением, самоконтроля собственного состояния в стрессовых ситуациях; — управления собственным физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств; — эмоциональной разгрузки; — адекватной самооценки (состояния, поступков, поведения), регуляции поведения, эмоционального состояния; — противостояние негативному давлению со стороны окружающих в меру своих возможностей на основе оценки ситуации адекватно условиям; — коммуникативного взаимодействия со сверстниками, взрослыми в повседневной жизни в разнообразных ситуациях; — бесконфликтного разрешения спорных вопросов. — контроля времени, проведенного за компьютером.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: