Система работы общеобразовательной организации по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Начальное общее образование

Согласно стандартам нового поколения на ступени начального общего образования в основной образовательной программе образовательного учреждения должна быть представлена разработанная и реализуемая программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Это программа комплексная, целевыми приоритетами которой является формирование у школьников системы ценностей, установок, личностных ориентиров, знаний и опыта поведения, направленных и обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья как основы познавательного и эмоционального развития ребёнка, достижения планируемых образовательных результатов.

Проектирование и реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования осуществляется коллективом образовательного учреждения с учетом внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья школьников:

¾ социально-экономические и экологические условия;

¾ имеющиеся в образовательных учреждениях факторы риска, приводящие к ухудшению здоровья детей и подростков в процессе обучения;

¾ одновременная по своей природе чувствительность и инертность школьников к воздействиям, определяющая временной разрыв между воздействием и результатом. Как следствие - неблагополучные популяционные сдвиги в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

¾ благоприятный возрастной период (младший школьный возраст) для формирования комплекса знаний, установок, правил здравоохранительного поведения, позитивных привычек;

¾ особенности отношения младшего школьника к своему здоровью, связанного с отсутствием опыта «нездоровья» (исключение – дети с серьёзными хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями здоровья) и восприятием болезни чаще всего как ограничение свободы (постельный режим, лечение, ограничение в свободе действий);

¾ неосознанность ребенком последствий своего отношения к здоровью, что обусловливает игнорирование здоровьесберегающей деятельности как актуальной и значимой (на фоне стремления к удовлетворению актуальных потребностей).

Эффективным средством формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося является грамотная организация самостоятельной работы, выступающая в качестве основы его успешной социализации, обладающая ценностным развивающим потенциалом. Развивается способность оценивать свое состояние, применять разнообразные способы и варианты рационализации режима дня с учетом оптимизации двигательной активности, организации питания, следования правилам личной гигиены.

Разработка и реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников должна базироваться на основе системности, научной обоснованности, последовательности, адекватности сообразно возрасту и социокультурной ситуации, безопасности и целесообразности, и должна быть представлена в пяти направлениях.

 

1.Инфраструктура образовательного учреждения

Организация учебной и внеучебной деятельности

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.

Реализация дополнительных образовательных программ.

¾ Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Проектирование и реализация деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся предполагает осуществления четырех этапов:

1 этап – осуществление анализа состояния и планирования работы по всем выделенным направлениям здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Выделяются приоритеты в работе образовательного учреждения на основе результатов проведенного анализа, в соответсвии сними осуществляется планирование.

2 этап – проектирование комплексной программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» (на ступени начального общего образования, которая является обязательной составляющей Основной образовательной программы начальной ступени образования ОУ).

3 этап. Реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни с учетом:

1. просветительско-воспитательной работы с обучающимися;

2. просветительско- методической работы с педагогическими работниками, специалистами и родителями (законными представителями), с целью повышения здоровьесберегающей компетентности.

4 этап – диагностика эффективности здоровьеформирующей деятельности.

Основное общее образование

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни как стратегическое направление работы образовательного учреждения включено в реализацию комплексной программы воспитания и социализации обучающихся на основной ступени общего образования.

МОДУЛЬ 1 направлен на формирование способности обучающихся организовывать жизнедеятельность с точки зрения рационального распределения времени на различные виды активности и отдыха:

― составлять и следовать оптимальному и рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о природе работоспособности, утомления, переутомления, трудоемкости и напряженности разных видов деятельности с учетом учебных и внеучебных нагрузок.

― осуществлять планирование и рациональное распределение учебных нагрузок и отдыха в течении дня и в предэкзаменационный период; на основе знаний индивидуальных особенностей работоспособности осуществлять организацию различных видов деятельности в аспектах

― знать и использовать основы профилактики переутомления и перенапряжения.

 

МОДУЛЬ 2 направлен на формирование у школьников знаний, умений, опыта двигательной активности:

― формирование представлений о ее необходимости и достаточности, основных элементов и правил закаливания, физических нагрузках и их видах, правилах выбора сообразно возрасту; рисках применения неадекватных возрасту и индивидуальным особенностям нагрузок, использования биостимуляторов;

― развитие необходимой потребности динамических видов деятельности в т.ч. ежедневных занятиях физической культурой;

― формирование умений осознанно осуществлять выбор индивидуальных программ двигательной активности, в т.ч. зарядку и регулярные занятия спортом;

Реализации этого модуля будет более эффективной при условии интеграции с предметом физической культуры.

 

МОДУЛЬ 3 - позволяет сформировать у учащихся четкие представления о возможностях, путях и способах управления своим физическим и психологическим состоянием без применения медикаментозных и тонизирующих средств:

― навыки оценивания функционального состояния своего организма, таких как: напряжение, утомление, переутомление, на основе субъективных показателей (пульса, дыхания, состояния кожных покровов), индивидуальных особенностей;

― навыки деятельности в условиях ситуаций стресса;

― владение приемами и элементами саморегуляции в целях стабилизации эмоционального и физического состояния, снятия напряжения;

― навыки самоконтроля в ситуации стресса (стабилизация состояния, чувств);

― представление о влиянии эмоций на здоровье человека (как позитивных, так и негативных), снижении рисков негативных влияний;

― навыки проведения процедур эмоциональной разгрузки для использования в повседневной жизни;

― навыки самоуправления эмоциональным состоянием и поведением.

МОДУЛЬ 4 - комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

― представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;

― знание правил этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;

― интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

 

МОДУЛЬ 5 - комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающиеся способность к самостоятельной оценке и контролю своего рациона питания с позиций его оптимальности образу жизни (учебной и внеучебной нагрузки), а так же осуществлять профилактику разного рода зависимостей:

― развивать представления обучающихся о ценности здоровья, бережного отношения к нему; расширять знания о принципах и правилах здорового образа жизни, формировать готовность следования им;

― формировать адекватную самооценку, развивать навыки саморегуляции, стабилизации эмоционально-волевого состояния; умения осуществлять оценку ситуации и противостояния негативного давления со стороны окружающих;

― формировать представления о наркотизации как о явлении, являющемся опасным для здоровья; о неизбежности его негативных последствий для формирования, самореализации человека, возможности достижения успеха;

― создавать условия для включения учащихся в социально значимую деятельность в реализации потребности признания окружающих, проявления лучших качеств и способностей;

― формировать умение обучающихся рационально организовывать свое свободное время с учетом режима дня в разнообразных формах проведения досуга;

― развить способность осуществлять контроль времени, проведенным за компьютером.

 

МОДУЛЬ 6 - комплекс мероприятий, направленных на овладение обучающимися основами позитивного коммуникативного общения:

― способствовать развитию коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективность взаимодействия с ровесниками и взрослыми в повседневной жизни в разннообразных ситуациях;

― развить умения решать спорные вопросы, избегая конфликта;

― формировать умения самооценки своего состояния, поступков, поведения, а также анализа действий других людей.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: