Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в условиях реализации ФГОС нового поколения
1. Социокультурный аспект понятия «здоровье».
2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в контексте ФГОС нового поколения.
3. Организация коррекционной работы: нормативно-организационный аспект.
4. Здоровьесберегающие технологии как средство реализации требований к здоровьесбережению и безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе.
Социокультурный аспект понятия «здоровье»
Социокультурные основы отражают понимание здоровья, как:
1. состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
2. целостное состояние человека в единстве признаков соматического и психического здоровья, социально-экономических черт; главное ценностное основание жизнедеятельности; необходимую предпосылку для полноценной жизни человека, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, различных видах деятельности, определяющих его как жизненно необходимую часть общества;
|
|
3. целостное многомерное динамическое состояние человека, развивающееся в процессе реализации его генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды, что позволяет в различной степени осуществлять биологические и социальные функции;
4. социально-культурный символ, детерминирующий образ человека, «способного не только существовать в рамках определенной культуры, но и поддерживать ее своей непосредственной жизнедеятельностью и достижением благополучия» [92, С.113]. При этом образ человека с позиции нездоровья, характеризуется непринятием системы ценностей конкретной культурно-исторической общности. С этих позиций осуществляется переход от информационно-профилактического подхода в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья к организации системы учебно-воспитательной работы на основе медико-психологических и социально-культурных факторов.
В рассматриваемом контексте признается существование социокультурных эталонов здоровья, как:
В рассматриваемом контексте признается существование социокультурных эталонов здоровья, как:
¾ концептуальных схем и способов описания жизнедеятельности человека, возникающих в условиях конкретных социальных практик;
¾ внутренней картины здоровья;
¾ совокупности представлений о здоровье;
¾ комплекса эмоциональных переживаний и ощущений, поведенческих реакций, особого отношения, выражающегося в принятии его ценности и стремлении к его совершенствованию.
|
|
Человек - субъект здравоохранительной деятельности, наделенный персональной ответственностью за свое здоровье, соблюдение здорового образа жизни, медицинскую активность, экологически грамотное поведение. Совокупным результатом при этом выступают индивидуальная выживаемость и жизнеспособность общества в целом. Человек является активным субъектом не только собственной безопасности, но и безопасности общечеловеческой (планетарной), он способен не только выживать ― «проживать жизнь», но и обеспечивать жизнеспособность последующих поколений, создавая и обогащая ценности культуры в опыте жизнеобеспечения, преодолевать его ограниченность через самосовершенствование в соответствии с внутренним ощущением принадлежности к глобальным социальным процессам.
Становление системы воззрений на феномен «здоровье» в социокультурном контексте с одной стороны, с другой - осознание ограниченности медико-профилактических мер по сохранению и укреплению здоровья населения, основанного на его отрицательной динамике, породили в общественном сознании понимание потенциальных возможностей системы образования в воспроизводстве жизнеспособного населения, в особенности детей, подростков и молодежи как национального потенциала в решении глобализационных проблем Российского общества – демографии, экологии, экономики, политики.