Организация коррекционной работы: нормативно-организационный аспект

 

Коррекционная работа в образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС предусматривает комплекс мер, способствующий освоению основной образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, коррекции психофизических нарушений обучающихся, их успешной социальной адаптации к учебной деятельности.

Коррекционная программа предусматривает создание специально организованных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Учет особых образовательных потребностей детей осуществляется посредством индивидуализированного и дифференцированного подходов в образовательном процессе ребенка с особыми потребностями.

Коррекционная программа обучения и воспитания в структуре общеобразовательной программы включает в себя вариативные формы педагогического сопровождения, а так же вариативность образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе с использованием надомной и/или дистанционной формы обучения с участием педагогов.

 

Принципы:

1. Соблюдение интересов ребёнкаиндивидуальный подход. Это означает, что при разработке индивидуальных планов необходимо учитывать характер и степень нарушенных функций, что в свою очередь способствует определить позицию специалиста, который призван развить способности обучающегося в процессе прохождения индивидуального маршрута.

2. Системность воздействия (или поочередность), последовательное чередование диагностики, коррекции и развития, то есть единство к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

3. Непрерывность. Основывается принцип на использовании различных средств обучения и воспитания, с учетом необходимых условий, так как именно систематическим применением вариативных методов, возможно, обеспечить достаточно оптимальное воздействие для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяющее повышать адаптационные механизмы, способствующие усвоению образовательной программы. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи в обучении и воспитании до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

4. Вариативность – предполагает создание вариативных планов обучения для получения образования детьми, имеющими отклонения в физическом и/или психическом развитии. Принцип способствует соблюдению гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

5. Сознательность является также важным принципом, который необходимо соблюдать в процессе обучения, так как сознательное и активное участие самого ребенка способствует формированию новых способов умственных действий, в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми он овладевает в процессе развития и обучения.

Коррекционная программа включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание.

1. Диагностическая работа.

2. Коррекционно-развивающая работа.

3. Консультативная работа.

4. Иинформационно-просветительская работа.

Этапы реализации коррекционной программы

в начальной общеобразовательной школе

 

Первый этап - сбор и анализ информации.

Второй этап - планирование, организация, координация образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья.

Третий этап - диагностика коррекционно­развивающей образовательной среды.

Четвертый этап - регуляция и корректировка.

Коррекционная программа основного общего образования и начального общего образования являются преемственными.

Программа коррекционной работы основной школы в отличие от начальной школы, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования.

Цели программы коррекционной работы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на ступени основного общего образования:

1. оказание комплексной психолого-педагогической и социальной помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) в основной общеобразовательной школе;

2. коррекция ограничений связанных с физическим и/или психическим развитием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и вариативных, дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ.

Приоритетными направлениями коррекционной программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности (способности брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений, в цивилизованном разрешении конфликтов) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание коррекционной программы в основной общеобразовательной школе определяют принципы преемственности, соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, вариативности, рекомендательный характер оказания помощи.

Направления работы коррекционной программы на ступени основного общего образования: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: