Методика работы по формированию навыков крупной моторики и ориентировки в пространстве у детей с синдромом Дауна

Существует несколько принципов, которых важно придер­живаться, чтобы успешно способствовать развитию крупной мо­торики у детей с синдромом Дауна.

• Формирование крупных движений в основном происхо­
дит в соответствии с последовательными фазами разви­
тия ребенка в норме.

• Необходимо уделять особое внимание предупреждению и
коррекции типичных для детей с синдромом Дауна нару­
шений.

• Следует учитывать сильные стороны развития, характер­
ные для детей с синдромом Дауна: сохранность зритель­
но-двигательного восприятия (теменные доли мозга) и
высокий уровень имитационных способностей. Само по
себе включение ребенка в коллектив сверстников дает
ему возможность подражать образцам движений, свой­
ственных его уровню, что является решающим для его


развития в целом, а особенно для формирования двига­тельных навыков.

Развитие крупной моторики и способности ориентироваться в пространстве реализуется как в специальных упражнениях и играх, учитывающих особенности развития детей, так и в движениях под музыку, «танцах». Кроме того, нельзя забывать о том, что в бытовых ситуациях необходимо не только постоянно стимулировать двигатель­ную активность ребенка, но и обращать особое внимание на позы, в которых взрослый носит ребенка, позы, в которых малыш сидит, стоит и т.д.

Выбирая стратегию работы, необходимо учитывать, насколь­ко активно малыш двигается. При всем разнообразии вариантов ряд авторов выделяет два типа детей с синдромом Дауна. Патри­ция Уиндерс в книге «Навыки крупной моторики у детей с син­дромом Дауна» (Ра1пс1а С. ХУтдегс «Сгозз Моюг 5кШ5 т СЫШгеп шп-Ь оо\уп Зупйготе. А Сшйе Гог Рагепй апй РгоГеззта1з), напри­мер, говорит, что дети с синдромом Дауна делятся на «деятелей» и «созерцателей».

Деятели»

• Любят передвигаться с места на место и лишь недолго
'*.- могут оставаться в одной позе.

• Вполне терпимы к новым, еще не освоенным позам, в
том числе и к рискованным.

• Не любят долго сидеть на руках, предпочитают дви­
гаться.

• Любят двигаться быстро.

• Любят поворачиваться, ползать, переходить из позы в
позу. Чтобы достать предмет, тянутся за ним, залезают на
возвышение, сползают с возвышения и т.д.

• Ограничивают время пребывания в статичных позах сто­
яния и сидения.

Созерцатели

• Предпочитают наблюдать, играть с игрушками, общать­
ся, находясь в одной достаточно статичной позе. Чтобы
двигаться, им нужна значительная мотивация.

• Очень осторожны и внимательны, пугаются новых поз и
движений.


• Любят, когда их держат на руках, довольны, оставаясь
-Г- долго в таком положении, не выражают особого желания

двигаться

• Предпочитают двигаться медленно, так им лучше удается
удерживать равновесие и контролировать положение тела
в пространстве.

• Охотно пребывают в статичных позах стоя или сидя.

• Объем активных движений, как правило, бывает ограни­
чен

Учитывая тип ребенка, мы получаем возможность правильно подо­брать виды деятельности, верно рассчитать степень его участия в них, составить более полное представление о его мотивации.

Примечание. При составлении программы работы для каждого ребенка необходимо учитывать возможность противопоказаний в зависимости от со­стояния его здоровья


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: