Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна

Приведем сравнительную таблицу развития навыков крупной моторики в норме и у детей с синдромом Дауна («Игле 10 Ве§т» Ьу Уа1етта ОпШпеу, Рп.О., 1993. С 47) (табл. 4).


Таблица 4

 

  Дети с синд- Диапазон Средний Диапазон
Навыки ромом Дауна, появления норматив- появления
  средний воз- навыка в ный возраст навыка
  раст в мес мес в мес в мес
Переворачивается   С 4 до 22   С 2 до 10
Сидит самостоятельно   С 6 до 28   С 5 до 9
Ползает на животе   С 7 до 21   С 6 до 1 1
Ползает на четвереньках   С 9 до 27   С 7 до 13
Стоит   С И до 42   С 8 до 16
Ходит   С 12 до 65   С 8 до 18

Рассмотрев данные таблицы, можно сделать вывод, что раз­витие крупных движений у детей с синдромом Дауна проходит те же этапы, что и у обычно развивающегося ребенка, однако время появления навыков более позднее, а возрастной диапазон появ­ления навыков гораздо шире. Кроме того, необходимо учитывать, что все компоненты развития крупной моторики — сила мышц, равновесие, координация, способность ориентироваться в про­странстве, скорость реагирования, выносливость — имеют свои особенности. Все это объясняется целым комплексом факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка с синдромом Дауна. Здесь мы приводим только некоторые из них.

Медицинские факторы

• Порок сердца и частые респираторные заболевания не
дают возможности активно участвовать в подвижных иг­
рах, длительных прогулках, специально организованных
занятиях.

• Проблемы со зрением влияют на способность ориентиро­
ваться в пространстве, в таких случаях ребенок лишается
возможности обучаться по подражанию.

: • Снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равно-

весия и затрудняют ориентирование в пространстве.

Физические и нейрофизиологические факторы

• Структурные мозговые нарушения. Нарушения в работе
мозгового ствола и мозжечка приводят к нарушению ре­
акций равновесия и координации движений.

• Нарушение синаптических связей, что ведет к снижению


темпа восприятия и прохождения стимулов, а также ско­рости ответных реакций.

• Гипотония, из-за которой медленно нарастает сила мышц.
Недостаток мышечной силы препятствует своевременно­
му развитию координации движений и чувства равнове­
сия. Гипотония может быть в разной степени выражена в
разных мышечных группах. У разных детей она может про­
являться по-разному.

• Гиперподвижность связок. Связки обеспечивают устойчи­
вость суставов. Слабые связки мешают детям с синдро­
мом Дауна контролировать движения, поскольку их сус­
тавы становятся подвижнее, чем это нужно для соверше­
ния движения. Помимо нестабильного положения суста­
вов чрезмерная эластичность связок замедляет развитие
проприоцепции (осознание своего положения в простран­
стве) и контроля за движениями тела.

• Особенности пропорций тела. У маленьких детей с синд­
ромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туло­
вищем. В сочетании с нестабильностью суставов, сни­
женным тонусом и нарушением контроля за перемещени­
ем тела в пространстве это создает определенные трудно­
сти в овладении двигательными навыками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: