Приведем сравнительную таблицу развития навыков крупной моторики в норме и у детей с синдромом Дауна («Игле 10 Ве§т» Ьу Уа1етта ОпШпеу, Рп.О., 1993. С 47) (табл. 4).
Таблица 4
Дети с синд- | Диапазон | Средний | Диапазон | |
Навыки | ромом Дауна, | появления | норматив- | появления |
средний воз- | навыка в | ный возраст | навыка | |
раст в мес | мес | в мес | в мес | |
Переворачивается | С 4 до 22 | С 2 до 10 | ||
Сидит самостоятельно | С 6 до 28 | С 5 до 9 | ||
Ползает на животе | С 7 до 21 | С 6 до 1 1 | ||
Ползает на четвереньках | С 9 до 27 | С 7 до 13 | ||
Стоит | С И до 42 | С 8 до 16 | ||
Ходит | С 12 до 65 | С 8 до 18 |
Рассмотрев данные таблицы, можно сделать вывод, что развитие крупных движений у детей с синдромом Дауна проходит те же этапы, что и у обычно развивающегося ребенка, однако время появления навыков более позднее, а возрастной диапазон появления навыков гораздо шире. Кроме того, необходимо учитывать, что все компоненты развития крупной моторики — сила мышц, равновесие, координация, способность ориентироваться в пространстве, скорость реагирования, выносливость — имеют свои особенности. Все это объясняется целым комплексом факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка с синдромом Дауна. Здесь мы приводим только некоторые из них.
|
|
Медицинские факторы
• Порок сердца и частые респираторные заболевания не
дают возможности активно участвовать в подвижных иг
рах, длительных прогулках, специально организованных
занятиях.
• Проблемы со зрением влияют на способность ориентиро
ваться в пространстве, в таких случаях ребенок лишается
возможности обучаться по подражанию.
: • Снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равно-
весия и затрудняют ориентирование в пространстве.
Физические и нейрофизиологические факторы
• Структурные мозговые нарушения. Нарушения в работе
мозгового ствола и мозжечка приводят к нарушению ре
акций равновесия и координации движений.
• Нарушение синаптических связей, что ведет к снижению
темпа восприятия и прохождения стимулов, а также скорости ответных реакций.
• Гипотония, из-за которой медленно нарастает сила мышц.
Недостаток мышечной силы препятствует своевременно
му развитию координации движений и чувства равнове
сия. Гипотония может быть в разной степени выражена в
разных мышечных группах. У разных детей она может про
являться по-разному.
• Гиперподвижность связок. Связки обеспечивают устойчи
вость суставов. Слабые связки мешают детям с синдро
мом Дауна контролировать движения, поскольку их сус
тавы становятся подвижнее, чем это нужно для соверше
ния движения. Помимо нестабильного положения суста
вов чрезмерная эластичность связок замедляет развитие
проприоцепции (осознание своего положения в простран
стве) и контроля за движениями тела.
|
|
• Особенности пропорций тела. У маленьких детей с синд
ромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туло
вищем. В сочетании с нестабильностью суставов, сни
женным тонусом и нарушением контроля за перемещени
ем тела в пространстве это создает определенные трудно
сти в овладении двигательными навыками.